ДООП Творческие работы различных жанров

Чурикова
Елена
Борисовна

Подписан: Чурикова Елена Борисовна
DN: ИНН=666003595200, СНИЛС=01872608358,
E=soch164@eduekb.ru, C=RU, S=Свердловская
область, O=МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
С УГЛУБЛЁННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ
ПРЕДМЕТОВ № 164, G=Елена Борисовна,
SN=Чурикова, CN=Чурикова Елена Борисовна
Основание: Я являюсь автором этого документа
Местоположение: место подписания
Дата: 2021.08.31 16:33:34+05'00'
Foxit Reader Версия: 10.1.1

1. Комплекс основных характеристик программы
1.1 Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Творческие работы различных жанров» составлена в соответствии с
нормативными документами:
1.Федеральный закон № 273-Ф3 от 29.12.2012 «Об образовании в
Российской Федерации»
2.Концепция
развития
дополнительного
образования
детей
(Распоряжение Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 № 1726-р).
3.«Санитарно-эпидемиологические
требования
к
устройству,
содержанию и организации режима работы образовательных организаций
дополнительного образовании детей». Пост № 41 об утв. СанПиН 2.4.4.3172-14
от 04.07.2014
4.Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации
(Минпросвещения России) от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка
организации
и
осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным общеобразовательным программ».
5. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015г. №
09-3242. «Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
Направленность программы - социально-педагогическая.
Актуальность программы Ученическая исследовательская работа
занимает всё более важное место в учебном процессе и во внеурочное время.
Это обусловлено требованиями сегодняшнего дня. Современная цивилизация
находится на этапе широкого использования достижений науки в различных
сферах жизни. Поток информации так широк и разнообразен, что получить
готовые знания достаточно просто. Гораздо сложнее найти им нестандартное
применение. Следовательно, потребность в людях, обладающих
исследовательскими навыками, возрастает и будет возрастать.
Не
менее важна и творческая работа, которая предоставляет возможность
«открыть детям глаза на мир», развить их душу, чувство, разум.
Данная программа, ориентированная на развитие творческой личности,
позволяет осуществить интеграцию основного и дополнительного
образования
Уровень освоения программы: базовый.

Адресат программы: обучающиеся 9 класса (15-16лет). Набор
обучающихся в группы приводится без предварительного отбора. Программа
построена с учётом возрастных психофизических особенностей.
Количество обучающихся в группе: 10 человек.
Объём освоения программы: 1 год обучения, из расчёта 2 часа в неделю
и включает в себя 34 учебных недель. Итого 68 часов в год.
Срок реализации программы: 1 год.
Периодичность и продолжительность занятий: 2 раза в неделю по 40
минут.
Форма обучения: очная.
Курс представляет наиболее интересные для детей разделы
лингвистики. Рассматриваются основные единицы языка: слово и
фразеологизмы, с которыми связаны все остальные единицы, и
функционирование которых во многом определяется ими. Язык через слово и
фразеологизм соотнесен с реальностью непосредственно. Развитие
общественной жизни прямо отражается на развитии словарного и
фразеологического состава языка. Слова и фразеологизмы обладают
свойством четко дифференцироваться по употреблению в разных сферах
применения языка. Чтобы реализовать речевой аспект изучения лексики в
программе большое внимание уделяется особенностям употребления слова в
речи. С этой целью многие понятия изучаются во взаимосвязи с понятием
«текст», введение которого в программу создает лингвистические основы и
для работы по развитию связной речи. Выполняя упражнения, школьники
будут углублять свои знания и об основных признаках текста, о лексических
средствах выражения межфразовых связей. Преподавание лексики и
фразеологии в целях развития речи предполагает не только постоянную работу
по обогащению словарного запаса, но и усиление внимания к вопросам
сочетаемости слов. Выбор слова, зависимость норм сочетаемости от
семантических, экспрессивно-эмоциональных свойств, его функциональностилевой принадлежности - эти вопросы могут рассматриваться в процессе
выполнения различных заданий.
Данная программа основывается на учебных пособиях как вузовского
уровня, так и общеобразовательного (см. УМК учителя и учащихся). Новизна
её в том, что на занятиях учащиеся будут изучать как серьёзные вопросы
языкознания, так и решать сложные задачи олимпиадного уровня, развивать
языковое чутьё.
Цели программы:
 преодолеть искусственный разрыв, созданный между средней и
высшей школой, помочь учащимся подготовиться к поступлению в вуз
гуманитарного профиля.

 По возможности подготовить призёров городской олимпиады по
русскому языку
 Привить учащимся интерес к предмету русского языка
Программа разработана в соответствии с учебным пособием Дроздовой О.
Е. На занятиях учащиеся будут получать теоретические знания по таким
лингвистическим дисциплинам, как:
 Современный русский язык,
 Культура речи
 Историческая грамматика
 Диалектология
 Введение в языкознание
 Стилистик
Деятельность исследователя в любом возрасте – это творческая
деятельность. Исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в
неизведанное, благодаря своему труду постичь непознанное. Важно, что в
ходе исследовательской работы развивается воображение, логическое и
интуитивное мышление учащихся, формируются навыки научно-творческой
деятельности. Исследование может привести как к углублению уже
имеющихся знаний, так и к важным открытиям.
Не менее важна и творческая работа. «Не бывает никогда ни у
кого, чтобы было легко писать, чтобы «лилось из-под пера». Писать всегда
трудно, и чем труднее, тем лучше выходит», - утверждал Л.Н.Толстой, и не
согласиться с ним невозможно. Да, творческий процесс всегда непредсказуем
и очень индивидуален. Часто мы сталкиваемся в жизни с тем, что очень многие
– и дети, и взрослые - не могут выразить словами охватившие их чувства и не
дающие покоя мысли. Поэтому наша задача заключается прежде всего в
следующем: научить детей говорить о том, что их волнует, создавая работы в
рамках определённого жанра, помочь выработать свой стиль и умение
излагать мысли просто, интересно, логично, доказательно и образно.
Творческая работа предоставляет больше возможности «открыть детям глаза
на мир», развить их душу, чувство, разум. Главное условие удачной работы –
вызвать у детей интерес к предложенной теме (она должна для ребёнка стать
«своей», а не навязанной со стороны руководителя), желание написать работу
самостоятельно, без помощи взрослых.
Упор
делается
на
самостоятельную и творческую работу учащихся, разнообразные виды устных
и письменных работ: рассуждение на актуальную тему, эссе, критическая
статья, рецензия, литературная версия, письмо, страницы из дневника, очерк,
рассказ.
Особое внимание уделяется умению защищать работу,

дискутировать, доказывать свою мысль и опровергать доводы оппонентов.
Программа предусматривает самые разнообразные виды ученической
деятельности: читательскую, репродуктивную, литературно-критическую,
креативно-дизайнерскую при создании презентаций и веб-сайтов,
посвящённых творчеству того или иного писателя.
Необходимым условием является участие в
конкурсах разного уровня, что, несомненно, способствует активизации
творческой, интеллектуальной деятельности учащихся, помогает выявить
одарённых и мотивированных
детей, увлечённых исследовательской
деятельностью, литературным творчеством, журналистикой.
Цель курса:
 углубление филологической подготовки учащихся;
 создание условий для развития мышления, умения самостоятельно
применять и пополнять свои знания;
 показать значение специальной лексики, фразеологии;
 повышение речевой культуры;
 расширение активного словарного запаса учащихся.
В соответствии с тремя функциями, присущими учебной деятельности:
информационно-ориентировочной,
операционно-исполнительной
и
контрольно-коррекционной, - приоритетными являются три блока умений:
1. Воспринимать учебный материал: наблюдение, слушание, чтение.
2. Классификации и обобщения.
3. Самоконтроль.
Основные задачи курса определены с учетом сложившейся специфики
современного гуманитарного образования. К ним относятся:
 создание атмосферы сотрудничества, умения работать в команде;
 активизация деятельности каждого ученика, его творческой
самостоятельности, повышение ответственности за результаты труда;
 воспитание интереса к изучению русского языка;
 повышение роли знаний как инструмента для решения практических
задач;
 формирование эстетического вкуса, желания обогатить словарно фразеологический запас;
 развитие средствами курса уважение к труду ученых- исследователей
русского языка, уважение к народу- творцу языка.
 формирование профессионального интереса к лингвистике как науке.
Календарный учебный график

Начало
занятий

Окончание
занятий

Каникулы

Кол-во
учебных
недель

Промежуточная
аттестация в сроки

01.10.2021

31.05.2022

30.10.2021-07.11.2021
29.12.2021-09.01.2022
06.02.2022-14.02.2022
19.03.2022-27.03.2022

34 недели

20.05.2022-31.05.2022

№

Название раздела и
темы

1
2
3
4
5

Лингвистка
Фразеология
Семантика
Словообразование
Фонетика

Учебный план
Количество часов
Форма
Всего Теория Практика контроля/аттестация
13
3
10
Наблюдение,
олимпиады,
15
5
10
викторины.
16
6
10
Проведение
14
7
7
открытого занятия
10
10
для родителей.

Итого: 68ч.

Актуальность и целесообразность программы
Ученическая исследовательская работа занимает всё более важное место
в учебном процессе и во внеурочное время. Это обусловлено требованиями
сегодняшнего дня. Современная цивилизация находится на этапе широкого
использования достижений науки в различных сферах жизни. Поток
информации так широк и разнообразен, что получить готовые знания
достаточно просто. Гораздо сложнее найти им нестандартное применение.
Следовательно, потребность в людях, обладающих исследовательскими
навыками, возрастает и будет возрастать.
Не менее важна и
творческая работа, которая предоставляет возможность «открыть детям глаза
на мир», развить их душу, чувство, разум.
Данная программа, ориентированная на развитие творческой личности,
позволяет осуществить интеграцию основного и дополнительного
образования
На практических и лабораторных занятиях ребята будут закреплять
полученные знания и применять их на практике. Предполагается работа с
разными типами лингвистических словарей, решение олимпиадных заданий,
выполнение программированных и тестовых заданий повышенной
сложности.

Программа рассчитана на 1 год обучения (68 часов) и составлена для
учащихся, интересующихся данным учебным предметом. Предполагается,
что учащиеся будут изучать разделы «Система языка» (уровневое устройство
языка), «Лингвистика: путь к овладению языком. Вопросы истории языка»
(различение языка и речи, роль истории языка для понимания современных
языковых правил).
Также предполагается, что учащиеся будут заниматься под руководством
учителя исследовательской работой, которая выльется в выступления на
школьных и городских научных конференциях, адаптирует учащихся к учёбе
в вузе и поможет им планировать собственную научную деятельность.
Ведущие методы и формы обучения:
- метод использования слова (лекции и беседы), с его помощью раскрывается
содержание литературных произведений, объясняются теоретические
понятия, составляется алгоритм работы и др.;
- метод наглядного восприятия, способствует быстрому, глубокому и
прочному усвоению;
- метод практического обучения, где в учебно-тренировочной работе
осуществляется освоение основных умений и навыков, связанных с
созданием текста творческой работы и его отдельных элементов;
- коллективная разработка алгоритмов работы над созданием сочинений
разных жанров;
- подготовка к творческим отчетам.
Формы работы: коллективная, групповая, индивидуальная.
Образовательные технологии
Работа
системы
дополнительного
образования
предполагает
применение технологии личностно-ориентированного обучения, которая
создает наиболее благоприятные условия для развития личности ученика как
индивидуальности. В рамках личностно-ориентированных технологий
самостоятельными
направлениями
выделяются
гуманно-личностные
технологии, технологии сотрудничества и технологии свободного воспитания.
 Гуманно-личностные технологии отличаются прежде всего своей
гуманистической сущностью, психотерапевтической направленностью
на поддержку личности, помощь ей. Они «исповедуют» идеи
всестороннего уважения и любви к ребенку, оптимистическую веру в
его творческие силы, отвергая принуждение.
 Технологии
сотрудничества реализуют демократизм, равенство,
партнерство в субъект-субъектных отношениях педагога и ребенка.

Учитель и учащиеся совместно вырабатывают цели, содержание, дают
оценки, находясь в состоянии сотрудничества, сотворчества.
 Технологии свободного воспитания делают акцент на предоставление
ребенку свободы выбора и самостоятельности в большей или меньшей
сфере его жизнедеятельности. Осуществляя выбор, ребенок наилучшим
способом реализует позицию субъекта, идя к результату от внутреннего
побуждения, а не от внешнего воздействия.
Широко применяется в воспитательной работе технология проектного
обучения, при которой учащиеся самостоятельно и охотно приобретают
знания из различных источников, учатся ими пользоваться, приобретают
коммуникативные умения, развивают исследовательские умения и системное
мышление. Ведущая форма технологии проектного обучения – игра, во время
которой дети делятся на группы, создают и защищают свой проект.
В основе данных моделей технологий лежит «технология успешного
обучения», что составляет сущность обучения в системе дополнительного
образования детей. Идея данной технологии – формирование технологии
удачливого человека, которому все в жизни удается, со всем он может
справиться, добиться поставленной цели.
Проектируемый результат
После завершения обучения учащиеся смогут:
• работать с книгой и Интернет-ресурсами (самостоятельно находить нужную
информацию, связанную с текстом художественного произведения,
анализировать, обобщать ее и представлять в виде оформленного результата
деятельности);
• создавать и правильно оформлять исследовательские работы;
•создавать творческие работы разных жанров;
• выражать свое отношение к прочитанному;
• выделять и формулировать тему, идею, проблематику художественного
произведения; характеризовать героев, давать собственную оценку их
поступкам;
• правильно строить устные и письменные высказывания;
•создавать презентации для представления исследовательских и
творческих работ;
• участвовать в диалоге по прочитанному произведению, защищать
исследовательскую и творческую работу, понимать чужую точку зрения и
аргументировано отстаивать свою.
Внеурочная деятельность по данной программе поможет учащимся
сформировать такие качества и умения XXI века, как:

• ответственность и адаптивность;
• межличностное взаимодействие и сотрудничество;
• креативность и любознательность;
• критическое и системное мышление;
• информационная и медиаграмотность;
• умение творчески подходить к решению проблемы.
Планируемые результаты
Предметные результаты:
- совершенствование умений решать стандартные задачи курса и
овладение алгоритмами и приемами решения нестандартных задач;
- приобретение навыка предварительного решения количественных
задач на качественном уровне, графического решения задач;
- углубление и расширение знаний в области физики механических,
тепловых и электрических процессов;
- применение приобретенных знаний при объяснении физических
явлений в практической деятельности и повседневной жизни для обеспечения
безопасности в процессе использования транспортных средств,
электробытовых приборов, электронной техники.
Метапредметные результаты:
- приобретение и совершенствование навыков самостоятельной работы,
работы с различными источниками информации;
- овладение умениями планировать учебные действия на основе
выдвигаемых гипотез и обоснования полученных результатов;
- овладение универсальными способами деятельности на примерах
использования метода научного познания при решении практических задач;
- формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять
информацию в словесной, образной, символической формах, при помощи
таблиц или графиков, выделять основное из прочитанного.
Личностные результаты.
- сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и
творческих способностей учащихся;
- самостоятельность в приобретении новых знаний и умений;
- приобретение умения ставить перед собой познавательные цели,
выдвигать гипотезы, конструировать высказывания естественнонаучного
характера, доказывать собственную точку зрения;
-мотивация образовательной деятельности школьников на основе
личностно- ориентированного подхода.
Способы отслеживания и фиксации результатов
Отслеживание результата – это видение того, насколько идет
продвижение к цели. Оценивание результата – это сопоставление полученного
результата с предполагаемым или заданным; соотношение результатов

отслеживания с критериями; качественный анализ деятельности относительно
целей. Задачи, поставленные в программе, ориентированы на воспитание и
развитие детей. С каждым этапом занятий у обучающихся появляется
потребность в творческой и познавательной деятельности.
При работе
по данной программе вводный (первичный) контроль проводится на первых
занятиях объединения с целью выявления образовательного и творческого
уровня детей, их способностей. Он может быть в форме собеседования или
тестирования. Текущий контроль проводится для определения уровня
усвоения содержания программы. Формы контроля могут быть традиционные
(рецензирование работ, защита творческих и исследовательских проектов и
т.д.) и нетрадиционные (подготовка для обучающихся творческих заданий по
пройденной теме). При такой форме контроля можно проследить степень
интереса ребенка к творческой и исследовательской деятельности.

№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21

Учебно-тематический план
Наименование раздела и темы программы
Кол-во часов
Лингвистика – наука о языке
1
Синонимы. Полные и неполные синонимы
1
Откуда в языке берутся синонимы
1
Антонимы. У каких слов могут быть антонимы
1
Контрольная работа
1
Термины. Терминология
1
Пути создания терминов
1
Виды жаргонов
1
Исконные и заимствованные слова
1
Причины и источники заимствования слов
1
Жизнь слова в чужом языке
1
Фразеологизмы
1
Источники фразеологии
1
Фразеологизмы в разных языках
1
Виды лингвистических словарей
2
Контрольная работа
1
Семантика – наука о значении языковых единиц
1
Элементы значения слов. Семантические множители
1
Морфема. Варианты морфем
1
Корни и аффикс. Виды аффиксов в разных языках
1
Словообразовательные и словоизменительные аффиксы 1

22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54

Контрольная работа
Процессы словообразования
Грамматика – способ устройства языка. Для чего нужна
грамматика
Грамматическая форма и грамматическое значение
Способы выражения грамматического значения.
Синтетические и аналитические языки
«Склеивание» и «сварка» морфем
Части речи
Грамматические категории в разных языках
Синтаксический уровень языка. Предложение и
словосочетание
Основа предложения. Предикативность
Что такое члены предложения
Повторение изученного в 9 классе
Порядок слов в предложении и словосочетании. Роль
порядка слов в различных языках
Контрольная работа
Первоучители словенские
Славянская азбука
Азбучный имяслов
История буквы ять
Падение редуцированных и последствия этого процесса в
истории языка
Фонетические старославянизмы в русском языке
Современные приметы старинных слов
Исторические чередования звуков в русском языке
Московские нормы произношения
Контрольная работа
Живое слово В. И. Даля
Происхождение названий русских падежей
История падежных форм имени существительного
Происхождение полных имён прилагательных
Особенности склонения имён прилагательных
История неопределённой формы глагола. Исследование
История современных знаков препинания
Творцы языка словенского
Писатели о русском языке

1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
2
1
2
2
2
1
2
1
2
1
1
1
1
2
1
2
1

55 Контрольная работа
56 Конференция
57 Анализ работ
ИТОГО

1
1
1
68

2.Комплекс организационно-педагогических условий.
2.1. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение:
- учебный кабинет;
- компьютер, мультимедийный проектор (смарт-доски), колонки;
- обучающие мультипликационные фильмы;
- мультимедийные презентации;
- наглядные пособия.
2.2. Формы промежуточной аттестации
Аттестация обучающихся проходит в форме: открытого занятия для
родителей, подтверждается отзывами родителей. Текущий контроль
осуществляется систематически в процессе проведенных занятий, игр,
методами наблюдения, бесед, сопоставлений успехов в
игровой деятельности.
2.3. Методическое обеспечение
На занятиях в зависимости от содержания используются следующие методы
обучения:
- словесный (рассказ, объяснение, беседа);
- объяснительно-иллюстративный (слушание, сравнение, запоминание);
- практический (упражнения, дидактические игры, исполнение песенноигрового материала);
- наглядный (показ иллюстраций, обучающих мультипликационных
фильмов);
- репродуктивный (повторение за педагогом (за диктором), стремление к
эталону);
- творческий (рисунки);
- эвристический (участие в открытом занятии для родителей, конкурсах).
Образовательная деятельность организована в форме комбинированных
занятий, в которых соединены теоретический и практический блок, включат

групповую работу, работу в парах, монолог-диалог, контроль качества
знаний.
Модель учебного занятия представляет собой последовательность этапов в
процессе усвоения знаний обучающимися, построенных на смене видов
деятельности: восприятие, осмысление, запоминание, применение.
Дидактические материалы включают задания, упражнения.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».