ДООП Шахматы

Чурикова
Елена
Борисовна

Подписан: Чурикова Елена Борисовна
DN: ИНН=666003595200, СНИЛС=01872608358,
E=soch164@eduekb.ru, C=RU, S=Свердловская
область, O=МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
С УГЛУБЛЁННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ
ПРЕДМЕТОВ № 164, G=Елена Борисовна,
SN=Чурикова, CN=Чурикова Елена Борисовна
Основание: Я являюсь автором этого документа
Местоположение: место подписания
Дата: 2021.08.31 16:34:16+05'00'
Foxit Reader Версия: 10.1.1

1. Комплекс основных характеристик программы
1.1 Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Журналистика и русский язык» составлена в соответствии с нормативными
документами:
1.Федеральный закон № 273-Ф3 от 29.12.2012 «Об образовании в
Российской Федерации»
2.Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение
Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 № 1726-р).
3.«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию
и организации режима работы образовательных организаций дополнительного
образовании детей». Пост № 41 об утв. СанПиН 2.4.4.3172-14 от 04.07.2014
4.Приказ
Министерства
Просвещения
Российской
Федерации
(Минпросвещения России) от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка
организации
и
осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным общеобразовательным программ».
5. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015г. №
09-3242. «Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
Направленность программы – физкультурно-спортивная.
Актуальность программы. Сформировать устойчивый интерес к занятиям
шахматами
- Научить основным правилам игры в шахматы, познакомить с различными
шахматными комбинациями.
- Развивать тактическое зрение, навыки самостоятельной работы над
шахматами, самостоятельность, умение применять различные технологии в
шахматных комбинациях.
- Развивать фантазию, формировать понятие красоты, спортивной этики,
уважение к противнику.
- Воспитывать у детей самостоятельность, выдержку, самокритичность,
уверенность в своих силах и стойкость.
- Прививать привычки здорового образа жизни.
Уровень освоения программы: базовый.
Адресат программы: обучающиеся 1-5 класса (16 – 11 лет). Набор
обучающихся в группы приводится без предварительного отбора. Программа
построена с учётом возрастных психофизических особенностей.
Количество обучающихся в группе: 10 человек.
Объём освоения программы: 3 года обучения, из расчёта 2 часа в неделю
и включает в себя 34 учебных недель. Итого 68 часов в год.
Срок реализации программы: 3 года.
Периодичность и продолжительность занятий: 2 раза в неделю по 40
минут.
Форма обучения: очная.
Шахматы - это не только игра, доставляющая детям много радости,
удовольствия, но и действительно эффективное средство для их умственного
развития.

Занятия шахматами активно влияют на формирование характера,
личности человека1. Они учат логике, ответственности, концентрации внимания,
воле к победе, развивают память, наглядно-образное мышление, способствуют
как развитию логического мышления, так и воспитанию усидчивости,
вдумчивости, целеустремленности.: - вот далеко не полный перечень всех
необходимых в повседневной жизни качеств современного человека.
На основании выше перечисленного понятно, как велика потребность
детей научиться играть в шахматы.
В настоящее время в школе нет предмета шахмат, а шахматная школа, в
силу разных причин, не всегда доступна учащимся микрорайона, поэтому
шахматный кружок в клубе, который находится в центре микрорайона,
необходим. Дети самостоятельно, не отвлекая родителей, приходят заниматься
по своему желанию, приводят своих друзей, т. к. для игры нужен партнер,
знакомятся друг с другом, получают навыки общения в коллективе. Это очень
важно на сегодняшний день переключить внимание подростка от негативного
влияния улицы (наркотики, курение, детски алкоголизм) на занятия игрой,
которая воспитывает в юном гражданине благородство, интеллект, уважение к
партнеру, помогает выплеснуть агрессивную энергию в правильное русло и
реализовать, себя как личность.
Цель первого года обучения: развитие творческой составляющей личности
через обучение игры в шахматы.
Задачи первого года обучения:
Развить первичное представление о шахматах, как виде спорта.
Научить основным правилам игры в шахматы.
Познакомить с различными шахматными комбинациями.
Воспитывать у детей самостоятельность, выдержку, самокритичность,
уверенность в своих силах и стойкость.
Цель второго года обучения: формирование и укрепление творческой
составляющей личности подростка через обучение игре в шахматы.
Задачи второго года обучения:
Научить детей основным технологиям игры в шахматы.
Развивать у детей самостоятельность, умение применять различные
технологии в шахматных комбинациях.
Развивать фантазию, формировать понятие красоты, спортивной этики, уважение
к противнику.
Прививать привычки здорового образа жизни.
Цель третьего года обучения: закрепление творческой составляющей личности
подростка через обучение игре в шахматы.
Задачи третьего года обучения:
Формировать устойчивый интерес к занятиям шахматами
Развивать тактическое зрение, навыки самостоятельной работы над шахматами
Продолжить изучение сложных комбинаций на сочетание идей
Прививать привычки здорового образа жизни

1

Календарный учебный график
Начало
занятий

Окончание
занятий

Каникулы

Кол-во
учебных
недель

Промежуточная
аттестация в сроки

01.10.2021

31.05.2022

30.10.2021-07.11.2021

34 недели

20.05.2022-31.05.2022

29.12.2021-09.01.2022
06.02.2022-14.02.2022
19.03.2022-27.03.2022

Учебный план
№

Название темы

Количество часов
всего
теория
практика
1
1
1
2
-

Вводное занятие
История шахмат.
Шахматная доска
3 Шахматные фигуры.
Расположение фигур на доске
4 Правила хода и взятия фигур.
5 Игровые ситуации
6 Решение задач. Короткие партии.
7 Физические упражнения
шахматиста.
ИТОГО
1
2

6

2

4

15
15
28
2

5
5
10

10
10
18
2

68

15

53

Программа ориентирована на детей младшего школьного возраста, для этого
возраста характерна развитие духовной сферы личности, самоутверждение и
самовыражение творческого потенциала. Программа носит последовательный и
усложняющий характер. Каждая тема условно делится на теоретическую и
практическую часть и имеет базовую и вариативную части. Материал излагается в
доступной, простой форме. Программа знакомит детей с шахматной игрой, нацелена на
вызывание интереса и потребности в занятиях шахматами. Сведения о шахматах
предлагаются культурологического, общеразвивающего плана, поэтому не утомляют
детей, а пробуждают интерес к искусству шахматной игры. Для объяснения может
применяться игровой метод (например, для самых младших первое знакомство с
шахматами происходит в виде сказки). Программа реализуется в течение одного
учебного года. За это время воспитанники получают общие сведения о шахматной игре,
узнают название фигур, правила ходов, названия направлений и участков на шахматной
доске, понятия шаха, мата, правила игры, названия периодов шахматной партии. Ребята
участвуют в соревнованиях внутри секции, встречаются с шахматистами из других
2

клубов города соответствующего возраста и подготовки. Актуальность данной
программы в том, что полученные знания способствуют развитию умственных
способностей детей, ребенок сможет применить эти знания в будущем, что актуально в
современных условиях жизни. Данный курс способствует воспитанию нравственных и
моральных качеств человека, становлению его жизненных ценностных ориентации.
Программа решает проблемы повышения занятости детей в свободное время,
организацию полноценного досуга, поддержку и развитие талантливых детей.
В обучении младших школьников применяется игровой метод. Для лучшего
запоминания материала используется метод изо: дети рисуют шахматные фигуры,
подписывают их названия, изображают шахматную доску, закрашивают шахматные
поля, где фигуры находятся в начале партии, показывают стрелками ходы.
Практикуются тренировочные игры по типу этюдов (с ограниченным
количеством фигур).
Для более старших ребят объяснение сопровождается демонстрацией
диаграмм, разыгрыванием показательных этюдов на шахматной доске.
Применяется принцип постепенного и последовательного расширения
теоретических знаний параллельно с развитием практических навыков. Занятия
проводятся в форме творческих заданий, турниров, игр, а также применяется
форма индивидуальных заданий для тех ребят, которые обнаруживают хорошие
способности к игре в шахматы. Для них большая часть времени отдается
практическим занятиям: уделяется внимание анализу партии, этюдов, решению
шахматных задач. Еженедельно в кружке проводятся мини-турниры,
позволяющие ребятам оценивать свои знания и стремиться к
совершенствованию игры в шахматы.
Диагностические исследования проводятся неоднократно в течение
учебного года: первичная диагностика вначале учебного года, позволяет
выявить исходный уровень по данному предмету и контрольная диагностика - в
конце учебного года, позволяет контролировать те изменения, которые
происходят в личности учащихся и стиле межличностного взаимодействия.
Мониторинг строится по следующим направлениям:
диагностика коммуникативных навыков и умений (коммуникативные
способности, умение говорить и слушать, коммуникативная толерантность);
диагностика креативности учащихся.
Формы контроля отслеживают не только навыки и умения, но и
нравственное, культурное развитие личности, степени его социальной
компетентности в соответствии с моделью выпускника Центра. Контроль
проводится в форме выступления на турнирах, соревнованиях, а также на
открытом занятии. Программа является составительской и составлена на основе
Государственной образовательной программы «Шахматы».
Результат программы обучения: общее знакомство с игрой в шахматы,
значение, название фигур и как они ходят. Название направлений и участков на
шахматной доске, понятие шаха, мата, умение играть, доводить шахматную
партию до конца. Участие в соревнованиях внутри секции, а также с другими
клубами, с детьми соответствующего возраста и подготовки.
3

ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ.
Занятия состоят из теории и практики., обычно используется лекционный
метод изложения теоретического материала с включением игровых моментов.
Объяснения тем занятий проходит с показом и разъяснениями на
демонстрационной шахматной доске и диаграммах по принципу постепенного и
последовательного расширения теоретических знаний, развития практических
навыков. Так же применяется индивидуальная форма занятий для тех
занимающихся, которые обнаруживают хорошие способности к игре в шахматы.
На втором году обучения большая часть времени отводится на проведение
практических занятий, уделяется внимание анализу партии, участие в
соревнованиях большего масштаба, чем указано в особенностях программы.
Ежедневно проводятся мини - турниры, позволяющие детям оценивать свои
знания и стремиться к совершенствованию игры в шахматы.
Тематическое планирование 1 года обучения.
№

Название темы

Количество часов
всего
теория
практика
1
1
1
2
-

Вводное занятие
История шахмат.
Шахматная доска
3 Шахматные фигуры.
Расположение фигур на доске
4 Правила хода и взятия фигур.
5 Игровые ситуации
6 Решение задач. Короткие партии.
7 Физические упражнения
шахматиста.
ИТОГО
1
2

6

2

4

15
15
28
2

5
5
10

10
10
18
2

68

15

53

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Вводное занятие. Знакомство с группой. Программа занятий. Инструктаж по

1.
ТБ.
2. История шахмат. Шахматная доска. Родина игры. Распространение
шахмат в мире. Шахматные чемпионаты и чемпионы. Шахматная доска.
Белые и черные поля, горизонталь, вертикаль, центр, фланги. Закон
положения шахматной доски.
3. Шахматные фигуры. Расположение фигур на доске. Белые и черные
фигуры. Ладья, слон, конь, пешка, ферзь. Начальная позиция. Правило:
«ферзь любит свой цвет». Связь между горизонталями, вертикалями и
начальной расстановкой фигур.
4. Правила хода и взятия фигур. Игра на уничтожение, белопольные и
4

чернопольные слоны. «Легкие» и «тяжелые» фигуры. Название пешек по
фигурам, стоящим за ними. Взятие на проходе, превращение пешки.
5. Игровые ситуации. Цель шахматной партии. Понятия мата, шаха, пата
(ничья). Виды матов. Способы защиты от шаха. Длинная и короткая
рокировка и ее правила. Запись шахматной партии. Решение шахматных задач.
Задачи типа «мат в один ход».
6. Решение задач, начала партии. Захват центра, развитие наступления
фигур. Игра всеми фигурами из начального положения. Короткие партии.
Общие представления о развитии партии. Демонстрация коротких партий.
Краткий анализ партий. Типичные ошибки в начале партии.
7. Физические упражнения шахматиста. Беседы о самовоспитании
выдержки, уверенности, формировании самокритичности, самостоятельности.
Режим дня шахматиста, общеразвивающие физические упражнения
(физкультминутки), упражнения для усиления кровообращения, упражнения для
глаз, упражнения для профилактики нарушения осанки.
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
По окончании 1 года обучения дети должны знать:
• историю шахмат;
• шахматную доску со всеми направлениями и участками;
• названия фигур, правила их хода и взятия, способы защиты;
• типичные ошибки начала партии;
должны уметь:
• решать простые задачи на мат в один ход, на пат в один ход;
• правильно начинать и завершать партию;
• элементарно анализировать ходы и ситуации;
• вести запись шахматной партии.

Тематическое планирование 2 года обучения.
№

Название темы

1
2

Вводное занятие
Шахматы-спорт, наука,
искусство. Краткая история
шахмат. Организация шахматных
соревнований
Правила игры
Первоначальные понятия
Тактика Игры.Стратегия Игры.
Эндшпиль Простейшие
окончания
Дебют
Миттельшпиль
Конкурсы, решение задач, этюдов

3
4
5
6
7
8
9

5

Количество часов
всего
теория
практика
1
1
2
2
-

1
2
11
10

1
1
3
2

2
8
8

10
10
17

2
2
2

8
8
15

и нахождение комбинаций
10 Квалификационные турниры.
Анализ партии и типовых
позиций.
ИТОГО

3

3

68

19

49

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА.
1. Вводное занятие. Знакомство с группой. Программа занятии.
Инструктаж по технике безопасности.
2. Шахматы - спорт, наука, искусство. Краткая история шахмат.
Организация шахматных соревновании. Происхождение шахмат.
Легенда о радже и мудреце. Мат Диларам. Проникновение шахмат в Европу и
Россию. Место шахмат в культурной жизни общества. Великие люди и
шахматы. Правила поведения шахматных соревнований.
3. Правила игры. Правила турнирного поведения. Правило " тронул - ходи!".
4. Первоначальные понятия. Нотация. Запись партий. Превращение
пешки,взятие на проход, рокировка. Мат, ничья, пат. Вечный шах.
Относительная ценность фигур. Практические занятия. Разбор специально
подобранных позиций для усвоения сложных правил. Игра в "морской бой".
Упражнение на мат различными фигурами.
5. Тактика игры. Понятие о тактике и комбинации. Основные тактические
приемы: связка, двойной удар, вскрытое нападение, вскрытый шах, двойной
шах, отвлечение, завлечение, сочетание идей. Практические занятия:
Упражнение на усвоение материала в специально подобранных позициях.
Стратегия игры. Определение стратегии. Целесообразное развитие фигур,
выбор плана, централизация. Практические занятия: Разбор специально
подобранных примеров.
6. Эндшпиль. Простейшие окончания. Определение эндшпиля. Роль короля в
эндшпиле. Король и пешка против короля. Правило квадрата. Ферзь против
пешки. Мат ферзем, ладьей, тяжелыми фигурами. Практические занятия:
Разбор специально подобранных позиций.
7. Дебют. Определение дебюта. Задачи дебюта и принципы его
разыгрывания. Практические занятия: Разбор специально подобранных
позиции.
8. Миттельшпиль. Понятие о тактике. Понятие о комбинации. Основные
тактические приемы. Связка, полусвязка, двойной удар, «вилка», вскрытое
нападение, вскрытый шах, двойной шах, отвлечение, завлечение. Размен ,
поределение стратегии. Принципы реализации материального преимущества.
Простейшие принципы разыгрывания середины партии: целесообразное
развитие фигур, мобилизация сил, определение ближайшей и последующей
задачи.
9. Конкурсы,
решения задач, этюдов и нахождение комбинаций..
Понятие о позиций. Правила проведения конкурсов решений. Практические
занятия: Решение конкурсных позиций (задач и этюдов), нахождение
комбинаций и определение победителя конкурса.
10.Квалификационные турниры. Анализ партии и типовых позиции.
6

Анализ типовых позиции, взятых из партий выдающихся шахматистов. Разбор
с руководителем партий кружковцев, сыгранных в турнирах на первенстве
клуба и района.
Планируемые результаты
Предметные результаты:
- совершенствование умений решать стандартные задачи курса и
овладение алгоритмами и приемами решения нестандартных задач;
- приобретение навыка предварительного решения количественных задач
на качественном уровне, графического решения задач;
- углубление и расширение знаний в области физики механических,
тепловых и электрических процессов;
- применение приобретенных знаний при объяснении физических
явлений в практической деятельности и повседневной жизни для обеспечения
безопасности
в
процессе
использования
транспортных
средств,
электробытовых приборов, электронной техники.
Метапредметные результаты:
- приобретение и совершенствование навыков самостоятельной работы,
работы с различными источниками информации;
- овладение
умениями планировать учебные действия на основе
выдвигаемых гипотез и обоснования полученных результатов;
- овладение универсальными способами деятельности на примерах
использования метода научного познания при решении практических задач;
- формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять
информацию в словесной, образной, символической формах, при помощи
таблиц или графиков, выделять основное из прочитанного.
Личностные результаты.
- сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и
творческих способностей учащихся;
- самостоятельность в приобретении новых знаний и умений;
- приобретение умения ставить перед собой познавательные цели,
выдвигать гипотезы, конструировать высказывания естественнонаучного
характера, доказывать собственную точку зрения;
-мотивация образовательной деятельности школьников на основе
личностно- ориентированного подхода.
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
По окончании 2 года дети должны знать:
 историю чемпионов мира;
 шах и мат в эндшпиле;
 понятия о тактике и комбинации, основные тактические приемы,
комбинации и ловушки в дебюте;
 правила поведения конкурсов решений.
Должны уметь:
 решать шахматные задачи: мат в три ходы, мат в четыре и пять ходов;
 записывать партии;
7

 разбирать специально подобранные позиции для усвоения сложных
правил;
 разбирать специально подобранные примеры;
 уметь определять победителя конкурса
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.

Методическая литература по шахматам.
Шахматные часы
Комплекты шахмат и шахматных досок.
Шахматные столы и стулья.
Магнитные шахматы, демонстрационная доска.
Тетради, ручки для конспектов.
Настольные игры для разрядки.
Мячи, скакалки, кегли, обручи.
Аннотация

Программа «Шахматы» адресована обучающимся младшего школьного
возраста, предполагает 3 года обучения.
Цель обучения: развитие творческой составляющей личности через обучение
игры в шахматы.
Задачи:
- Сформировать устойчивый интерес к занятиям шахматами
- Научить основным правилам игры в шахматы, познакомить с различными
шахматными комбинациями.
- Развивать тактическое зрение, навыки самостоятельной работы над
шахматами, самостоятельность, умение применять различные технологии в
шахматных комбинациях.
- Развивать фантазию, формировать понятие красоты, спортивной этики,
уважение к противнику.
- Воспитывать у детей самостоятельность, выдержку, самокритичность,
уверенность в своих силах и стойкость.
- Прививать привычки здорового образа жизни.
Программа носит последовательный и усложняющий характер. Каждая тема
условно делится на теоретическую и практическую часть и имеет базовую и
вариативную части. Материал излагается в доступной, простой форме. Программа
знакомит детей с шахматной игрой, нацелена на вызывание интереса и потребности в
занятиях шахматами.
2.Комплекс организационно-педагогических условий.
2.1. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение:
- учебный кабинет;
- компьютер, мультимедийный проектор (смарт-доски), колонки;
8

- обучающие мультипликационные фильмы;
- мультимедийные презентации;
- наглядные пособия.
2.2. Формы промежуточной аттестации
Аттестация обучающихся проходит в форме: открытого занятия для родителей,
подтверждается отзывами родителей. Текущий контроль осуществляется
систематически в процессе проведенных занятий, игр, методами наблюдения,
бесед, сопоставлений успехов в
игровой деятельности.
2.3. Методическое обеспечение
На занятиях в зависимости от содержания используются следующие методы
обучения:
- словесный (рассказ, объяснение, беседа);
- объяснительно-иллюстративный (слушание, сравнение, запоминание);
- практический (упражнения, дидактические игры, исполнение песенноигрового материала);
- наглядный (показ иллюстраций, обучающих мультипликационных фильмов);
- репродуктивный (повторение за педагогом (за диктором), стремление к
эталону);
- творческий (рисунки);
- эвристический (участие в открытом занятии для родителей, конкурсах).
Образовательная деятельность организована в форме комбинированных
занятий, в которых соединены теоретический и практический блок, включат
групповую работу, работу в парах, монолог-диалог, контроль качества знаний.
Модель учебного занятия представляет собой последовательность этапов в
процессе усвоения знаний обучающимися, построенных на смене видов
деятельности: восприятие, осмысление, запоминание, применение.
Дидактические материалы включают задания, упражнения.
Тематическое планирование по годам обучения.
Этап начальной подготовки 1-ый год
месяц
сентябрь

тема занятий
Правильное положение доски.
Первоначальная расстановка фигур на
шахматной доске
Ходы фигур. Взятие фигур.
Превращение пешки.
Правила поведения во время турнирной
9

партии, правило
« тронул- ходи». Результаты партии.
Как начинать партию. Развивающие ходы.
Создание угроз в дебюте.
Плюсы и минусы раннего вывода ферзя..
Детский мат.
Турнирная практика.
ИТОГО
октябрь

ИТОГО
ноябрь

декабрь

ИТОГО
январь

Происхождение шахмат. Легенда о радже и
мудреце.
Матование одинокого короля. Линейный
мат.
Цель игры. Пути достижения основной цели
в шахматной партии.
Что делать после дебюта
Развитие фигур
Создание угроз
Турнирная подготовка. Изучение
особенностей нервной системы учащегося:
поведение в процессе игры.
Турнирная практика.
ОФП
Отражение угроз соперника
Ловушки
Проведение пешки в ферзи
Понятие о тактике
Основные тактические приемы
Турнирная подготовка. Изучение
особенностей нервной системы учащегося:
поведение в процессе игры.
Турнирная практика.
Классификация дебютов: открытые,
полуоткрытые, закрытые
Связка
Полусвязка
Турнирная подготовка. Изучение
особенностей нервной системы учащегося:
поведение в процессе игры.
Турнирная практика
Знакомство с дебютами (определяющие
дебют ходы):
Центральный дебют
10

Двойной удар
«Вилка»
Турнирная подготовка. Изучение
особенностей учащихся: на конечный
результат партии
Турнирная практика
ИТОГО
февраль

ИТОГО
март

ИТОГО
апрель

ИТОГО
май

Дебют слона
Определение эндшпиля
Двойной шах
Скрытое нападение
Вскрытый шах
Турнирная практика
ОФП
Неправильные защит против 2Kf3
Отвлечение
Завлечение
Турнирная подготовка. Изучение
особенностей учащихся: на конечный
результат партии
Турнирная практика
Французская защита
Роль короля в эндшпиле
Активность фигур в эндшпиле
Турнирная практика
Размен
Активность фигур в эндшпиле
Ферзевый гамбит
Турнирная практика

ИТОГО
ВСЕГО ЗА УЧЕБНЫЙ ГОД 68ч
Тематическое планирование по годам обучения.
Этап начальной подготовки 2-ый год
месяц
сентябрь

тема занятий
Основные принципы разыгрывания дебюта
Матование одинокого короля ладьей
Матование одинокого короля ферзем
Комбинации с мотивами «спертого мата»
Пешечные окончания
11

Испанские и итальянские шахматисты 16-17 веков
Турнирная подготовка
Турнирная практика
ИТОГО
октябрь

ИТОГО
ноябрь

ИТОГО
декабрь

ИТОГО
январь

ИТОГО
февраль

Мобилизация фигур
Борьба за центр
Безопасность короля
Комбинация м мотивами «спертого мата»
Пешечные окончания
Ранняя итальянская школа
Правило квадрата
Турнирная практика
ОФП
Изучение основных вариантов итальянской партии
Основные принципы разыгрывания середины игры:
целесообразность в развитии фигур
Мобилизация сил
Определение ближайших и последующих задач
Шахматы как придворная игра
Турнирная подготовка
Турнирная практика.
План в дебюте
Оценка позиции в дебюте
Оппозиция
Цугцван
Использование слабости первой (последней) горизонтали
Турнирная практика
Изучение основных вариантов шотландской партии
Мастера 18 века
Использование слабости первой (последней) горизонтали
Турнирная подготовка. Изучение особенностей учащихся:
на конечный результат партии
Турнирная практика
Знакомство с гамбитом Эванса
Определение стратегии
Элементы стратегии, оценка позиции, выбор плана
Решение стратегических задач: позиционные, тактические
Мобилизация сил, целесообразность в развитии фигур,
определение ближайших и последующих задач
Король и пешка против короля ферзь и пешка против
короля
12

Комбинации на превращение пешки
Турнирная практика
ОФП
ИТОГО
март

ИТОГО
апрель

ИТОГО
май

Знакомство с центральным дебютом
Знакомство с северным гамбитом
Ладья против пешки
Комбинации на превращения пешки
Комбинации на заявление, на отвлечение
Турнирная подготовка
Турнирная практика
Знакомство с шотландским гамбитом
Слон против пешки
Алгебраическая нотация
Знакомство с защитой Филидора
Знакомство с английской партией
Комбинации на превращения пешки
Комбинации на заявление, на отвлечение
Турнирная практика
Комбинации на заявление
Комбинации на отвлечение
Юношеские чемпионаты мира
Турнирная подготовка
Турнирная практика

ИТОГО
ВСЕГО ЗА УЧЕБНЫЙ ГОД 68ч

13


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».