Чурикова Елена Борисовна Подписан: Чурикова Елена Борисовна DN: ИНН=666003595200, СНИЛС=01872608358, E=soch164@eduekb.ru, C=RU, S=Свердловская область, O=МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С УГЛУБЛЁННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ № 164, G=Елена Борисовна, SN=Чурикова, CN=Чурикова Елена Борисовна Основание: Я являюсь автором этого документа Местоположение: место подписания Дата: 2021.08.31 16:32:55+05'00' Foxit Reader Версия: 10.1.1 1. Комплекс основных характеристик программы 1.1 Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Студия современного танца» составлена в соответствии с нормативными документами: 1.Федеральный закон № 273-Ф3 от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» 2.Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 № 1726-р). 3.«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образовании детей». Пост № 41 об утв. СанПиН 2.4.4.3172-14 от 04.07.2014 4.Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации (Минпросвещения России) от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программ». 5. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015г. № 09-3242. «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)». Направленность программы - художественная. Актуальность программы. Танец – мощное средство эстетического и нравственного воспитания детей. Влияние танца на развитие творческой деятельности ребенка очень велико. Его можно рассматривать как объект восприятия, предмет обучения, но можно подойти к нему и как к неотъемлемой части повседневной и бытовой жизни. Танец развивает ребенка в области эмоций – от импульсивных откликов на простейшие музыкальные явления к более выраженным разнообразным реакциям. К первым проявлениям музыкального вкуса, в области исполнительской деятельности – от демонстрации действия подражания к самостоятельным выразительным и творческим проявлениям в музыкально–ритмическом движении. Уровень освоения программы: базовый. Адресат программы: обучающиеся 1-8 класса (7 – 13 лет). Набор обучающихся в группы приводится без предварительного отбора. Программа построена с учётом возрастных психофизических особенностей. Количество обучающихся в группе: 10 человек. Объём освоения программы: 1 год обучения, из расчёта 2 часа в неделю и включает в себя 34 учебных недель. Итого 68 часов в год. Срок реализации программы: 1 год. Периодичность и продолжительность занятий: 2 раза в неделю по 40 минут. Форма обучения: очная. Календарный учебный график Начало занятий Окончание занятий Каникулы Кол-во учебных недель Промежуточная аттестация в сроки 01.10.2021 31.05.2022 30.10.2021-07.11.2021 29.12.2021-09.01.2022 06.02.2022-14.02.2022 19.03.2022-27.03.2022 34 недели 20.05.2022-31.05.2022 Учебный план Количество часов Форма Всего Теория Практика контроля/аттестация № Название раздела и темы 1 Теоретические основы хореографии. Разучивание элементов современного танца 1 1 2 Возникновение танца. Заучивание терминов и команд. Разучивание элементов современного танца 1 1 3 Техника безопасности на занятиях. Показ травмоопасных упражнений и их безопасных вариантов. Разучивание 1 1 Наблюдение, творческие соревнования и конкурсы. Проведение открытого занятия для родителей. элементов современного танца 4 Базовые шаги и движения. Отработка элементов современного танца 1 1 5 Комплекс базовых упражнений. Разучивание элементов современного танца 1 1 6 Основы стретчинга. Техника упражнений на растягивание. 1 1 7 Работа над стопами, развитие и усиление мышц голеностопного сустава 1 1 8 Основы силовой подготовки. Начальная диагностика 1 1 9 Работа мышц во время растяжения. Хореографическая подготовка 1 1 10 Работа на развитие и укрепление основных групп мышц. Разучивание элементов танца 1 1 11 Дыхание во время выполнения упражнений. 1 1 Стретчинг как завершающий этап любого занятия 12 Составление танцевальной композиции в стиле contemporary dance 1 1 13 Изучение основного хода в танцевальной композиции 1 1 14 Силовые упражнения для мышц ног, рук, шеи, пресса. Специальная физическая подготовка 1 1 15 Общеразвивающие упражнения для рук. Упражнения для рук и плечевого пояса в разном темпе с разной амплитудой. Составление танцевальной композиции 1 1 16 Упражнения на развитие гибкости. Составление танцевальной композиции в стиле contemporary dance 1 1 17 Анализ ошибок при заведомо неправильной демонстрации 1 1 упражнений. Повторение танцевальной композиции 18 Общеразвивающие упражнения для туловища, шеи и спины. Освоение упражнений для туловища, шеи и спины. 1 1 19 Закрепление упражнений для туловища, шеи и спины. Составление танцевальной композиции 1 1 20 Упражнение на развитие осанки. Освоение упражнений на развитие правильной осанки в партере 1 1 21 Партерная гимнастика. Упражнения на развитие осанки, гибкости, 1 1 22 Работа над стопами, развитие и усиление мышц голеностопного сустава 1 1 23 Изучение правильного выполнения шпагатов 1 1 продольных и поперечного. 24 Разучивание танцевальной комбинации в стиле современная хореография 1 1 25 Повторение основного шага и движений в танцевальной композиции 1 1 26 Повторение силовых упражнений для мышц рук, ног, пресса и спины 1 1 27 Составление танцевальной композиции 1 1 28 Партерная гимнастика. Упражнения на развитие осанки, гибкости 1 1 29 Повторение композиции в стиле contemporary dance 1 1 30 Упражнения на развитие осанки. Повторение техники выполнения упражнений на развитие осанки. 1 1 31 Стретчинг, упражнения для развития шпагатов 1 1 32 Работа над стопами, развитие и усиление мышц голеностопного сустава 1 1 33 Упражнения на развитие гибкости. Повторение техники выполнения упражнений на развитие гибкости. Повторение композиции 1 1 34 Изучение базовых движений contemporary dance. Рассмотрение сходства с йогой 1 1 35 Классический танец как основы хореографии 1 1 36 Изучение движений в классическом танце, plie, relive как основы классического танца 1 1 37 Повторение композиции в современном стиле 1 1 38 Повторение силовых упражнений для мышц рук, ног, пресса и спины 1 1 39 Составление композиции в стиле contemporary dance 1 1 40 Работа над стопами, развитие и усиление мышц голеностопного сустава 1 1 41 Повторение упражнений классического танца, изучение battement tendus 2 2 42 Йога. Коррекционные упражнения. Комплекс детской йоги. Дыхательная гимнастика 1 1 43 Партерная гимнастика. Стретчинг. Упражнения на развитие осанки, гибкости 1 1 44 Изучение танцевальной комбинации в стиле современная хореография 1 1 45 Отработка движений в танцевальной композиции 1 1 46 Силовые упражнения для ног. 1 1 47 Повторение упражнений классического танца, изучение battement tendus jete 2 2 48 Йога. Упражнения для развития мышц ног и спины 1 1 49 Изучение танцевальной комбинации 1 1 50 Анализ ошибок при заведомо неправильной демонстрации упражнений. Повторение танцевальной композиции 1 1 51 Техника упражнений и растягивание (стретчинг). Шпагаты 1 1 52 Повторение композиции в современной хореографии 2 2 53 Изучение движения классического танца grand plie. Повторение движений plie, Relleve,Battement tendus 1 1 54 Силовые упражнения для ног и рук 1 1 55 Партерная гимнастика. Упражнение на развитие осинки, гибкости. Растяжение на шпагаты 1 1 56 Повторение движений классического танца 2 2 57 Работа над стопами, развитие и усиление мышц голеностопного сустава в партере 1 1 58 Упражнения для развития осанки. Повторение техники выполнения упражнений на развитие осанки 1 1 59 Упражнения на развитие гибкости. Повторение техники выполнения упражнений на развитие гибкости 1 1 60 Изучение танцевальной композиции в стиле современной хореографии 1 1 61 Изучение движений классического танца rond de jambe par terre 1 1 62 Силовые упражнения на основные группы мышц 1 1 63 Стретчинг.Повторение танцевальной композиции. 1 1 64 Танцевальная композиция. Составление и совершенствование итоговой музыкальной композиции из изученных упражнений 1 1 Итого: 68ч. Цели обучения: формировать интерес к танцевальному искусству, знакомя детей с историей танца, прививать основы музыкально-эстетического вкуса; развивать специальные музыкальные способности: музыкальный слух, чувство ритма, двигательную память, способность воспринимать музыку и умение передавать характер музыки, различные оттенки настроения; формировать интерес к современному танцу и освоить основные движения, шаги, прыжки, элементарные хореографические комбинации, переходы и рисунки; развивать творческие способности детей, обогащать их духовный мир; развивать творческую активность во всех доступных для детей видах музыкальной деятельности: передаче характерных образов в играх использование разученных танцевальных движений в новых, самостоятельно найденных сочетаниях, импровизации; воспитывать любовь и уважение к музыке и танцу, желание слушать и исполнять; настойчивость, силу воли, стремление доводить начатое дело до конца, понимать значение результатов своего творчества. Методы обучения Методы и приемы: творческий метод, игровой, наглядно-практический, поточный, метод восхождения от частного к общему, наглядно-слуховой, рассказ, беседа, практический и метод междисциплинарных взаимодействий. Отличительной особенностью данной программы является индивидуальный и дифференцированный подход при подборе музыкального репертуара для детей, новизна программы заключаются в её составляющих разделах: Теоретический курс (тематические беседы) Азбука музыкального движения Ритмико-гимнастические упражнения и партерный экзерсис Танцевально-постановочная деятельность Развитие выразительно-исполнительских навыков Концертная деятельность Диагностика результативности обучения по данной программе осуществляется через участие обучающихся в открытых уроках-концертах для родителей, концертных программах, конкурсах, фестивалях. Содержание рабочей программы Содержание занятий направлено на обеспечение разносторонней подготовки учащихся на основе требований хореографических и музыкальных дисциплин. Учебный материал для занятий обширен, основное его содержание составляет упражнения для развития двигательных качеств и упражнения тренировочного характера. Это связано с тем, что одна из задач работы — развитие и совершенствование танцевальных способностей, умений и навыков. Задачи: научить детей двигаться под музыку, передавая её темповые, динамические, метроритмические особенности; научить точной выразительной передаче характера создаваемого сценического образа с помощью танцевальных и пластических средств; познакомить детей с лексикой танца; использовать этические особенности танца для воспитания нравственности, дисциплинированности, чувства долга, коллективизма, организованности; обучить танцевальному этикету и сформировать умения переносить культуру поведения и общения в танце на межличностное общение в повседневной жизни; обеспечить эмоциональную разгрузку воспитанников, воспитать культуру эмоций; обеспечить формирование и сохранение правильной осанки ребёнка, укрепление мышечного корсета средствами современного танца, гимнастики; увеличить период двигательной активности в учебном процессе, развить потребность двигательной активности как основы здорового образа жизни. формирование практических хореографических навыков; развитие творческого воображения; развитие психических познавательных процессов — память, внимание, мышление, воображение; развитие выразительности и осмысленности исполнения танцевальных движений Основная форма образовательной работы с детьми: музыкальнотренировочные занятия, в ходе которых осуществляется систематическое, целенаправленное и всестороннее воспитание и формирование музыкальных и танцевальных способностей каждого ребенка. Занятия включают чередование различных видов деятельности: музыкально ритмические упражнения, слушание музыки, тренировочные упражнения, танцевальные элементы и движения, творческие задания. Программой предусмотрены занятия теоретическими дисциплинами: музыкальная грамота, беседы о хореографическом искусстве. Основной принцип программы - постепенность в усвоении материала. В основе подачи материала лежит классическая обучающая методика, так как без неё обучающиеся не смогут овладеть необходимыми навыками и умениями искусства танца. Методы обучения Отличительной особенностью данной программы является индивидуальный и дифференцированный подход при подборе музыкального репертуара для детей, новизна программы заключаются в её составляющих разделах: Теоретический курс (тематические беседы) Азбука музыкального движения Основы и элементы современного танца Ритмико-гимнастические упражнения и партерный экзерсис Танцевально-постановочная деятельность Развитие выразительно-исполнительских навыков Концертная деятельность Содержание рабочей программы Содержание занятий направлено на обеспечение разносторонней подготовки учащихся на основе требований хореографических и музыкальных дисциплин. Учебный материал для занятий обширен, основное его содержание составляет упражнения для развития двигательных качеств и упражнения тренировочного характера. Это связано с тем, что одна из задач работы — развитие и совершенствование танцевальных способностей, умений и навыков. Введение Дети в игровой форме знакомятся друг с другом, с правилами поведения и безопасности на занятиях, режимом работы кружка. На первых занятиях знакомятся с понятием «Танец», о значении занятий в хореографическом кружке, о влиянии их на здоровье учащихся. Азбука музыкального движения включает знакомство с музыкальными терминами, средствами музыкальной выразительности, а также хореографическими понятиями и названиями отдельных элементов и комбинаций. Ритмико-гимнастические упражнения и партерный экзерсис способствуют повышению физиологической активности систем организма, содействуют оптимизации умственной и физической работоспособности, развивают основные физические качества: силу, быстроту, выносливость, координацию, гибкость; обогащают двигательный опыт; прививают интерес к занятиям. Дети разучивают комплексы ритмико- гимнастических упражнений с предметом и без предмета, комплексы упражнений на формирование правильной осанки, на развитие координации, равновесия; комплексы упражнений для отдельных групп мышц. Упражнения на полу или партерный экзерсис, позволяют с наименьшими затратами энергии достичь сразу трёх целей: повысить гибкость суставов, улучшить эластичность мышц и связок, нарастить силу мышц, что так необходимо при занятиях хореографией. Эти упражнения помогают вырабатывать выворотность ног, развивать эластичность стоп, гибкость. С помощью комплексов упражнений из методик стрейчинга и колонетик дети учатся напрягать и расслаблять мышцы, потягивать их, «тянуть», растягивать. Танцевально-постановочная деятельность Постановка танца традиционно начинается с беседы, в которую включены слушание музыкального произведения, определение характера, жанра, образа, отличительных особенностей. Дальнейшее разучивание хореографической постановки строится следующим образом: положение корпуса, головы, рук, ног; основной шаг, хореографические элементы, хореографические комбинации, переходы, рисунки… - и всё это на фоне эмоционально-выразительного исполнения. Развитие выразительно-исполнительских навыков Яркое, эмоциональное выступление – залог успеха концертного номера, поэтому именно этот раздел программы помогает понять, прочувствовать художественный образ хореографической постановки, способствует развитию музыкально-ритмического слуха, позволяет овладеть приёмами сценического мастерства, добиться выразительности движений, искреннего исполнения, артистизма. Предметные результаты: - совершенствование умений решать стандартные задачи курса и овладение алгоритмами и приемами решения нестандартных задач; - приобретение навыка предварительного решения количественных задач на качественном уровне, графического решения задач; - углубление и расширение знаний в области физики механических, тепловых и электрических процессов; - применение приобретенных знаний при объяснении физических явлений в практической деятельности и повседневной жизни для обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств, электробытовых приборов, электронной техники. Метапредметные результаты: - приобретение и совершенствование навыков самостоятельной работы, работы с различными источниками информации; - овладение умениями планировать учебные действия на основе выдвигаемых гипотез и обоснования полученных результатов; - овладение универсальными способами деятельности на примерах использования метода научного познания при решении практических задач; - формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, при помощи таблиц или графиков, выделять основное из прочитанного. Личностные результаты. - сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; - самостоятельность в приобретении новых знаний и умений; - приобретение умения ставить перед собой познавательные цели, выдвигать гипотезы, конструировать высказывания естественнонаучного характера, доказывать собственную точку зрения; -мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно- ориентированного подхода. Тематическое планирование. № Темы Количество часов 1 Теоретические основы хореографии. Разучивание элементов современного танца 1 2 Возникновение танца. Заучивание терминов и команд. Разучивание элементов современного танца 1 3 Техника безопасности на занятиях. Показ травмоопасных упражнений и их безопасных вариантов. Разучивание элементов современного танца 1 4 Базовые шаги и движения. Отработка элементов современного танца 1 5 Комплекс базовых упражнений. Разучивание элементов современного танца 1 6 Основы стретчинга. Техника упражнений на растягивание. 1 7 Работа над стопами, развитие и усиление мышц голеностопного сустава 1 8 Основы силовой подготовки. Начальная диагностика 1 9 Работа мышц во время растяжения. Хореографическая подготовка 1 10 Работа на развитие и укрепление основных групп мышц. Разучивание элементов танца 1 11 Дыхание во время выполнения упражнений. Стретчинг как завершающий этап любого занятия 1 12 Составление танцевальной композиции в стиле contemporary dance 1 13 Изучение основного хода в танцевальной композиции 1 14 Силовые упражнения для мышц ног, рук, шеи, пресса. Специальная физическая подготовка 1 15 Общеразвивающие упражнения для рук. Упражнения для рук и плечевого пояса в разном темпе с разной амплитудой. Составление танцевальной композиции 1 16 Упражнения на развитие гибкости. Составление танцевальной композиции в стиле contemporary dance 1 17 Анализ ошибок при заведомо неправильной демонстрации упражнений. Повторение танцевальной композиции 1 18 Общеразвивающие упражнения для туловища, шеи и спины. Освоение упражнений для туловища, шеи и спины. 1 19 Закрепление упражнений для туловища, шеи и спины. Составление танцевальной композиции 1 20 Упражнение на развитие осанки. Освоение упражнений на развитие правильной осанки в партере 1 21 Партерная гимнастика. Упражнения на развитие осанки, гибкости, 1 22 Работа над стопами, развитие и усиление мышц голеностопного сустава 1 23 Изучение правильного выполнения шпагатов продольных и поперечного. 1 24 Разучивание танцевальной комбинации в стиле современная хореография 1 25 Повторение основного шага и движений в танцевальной композиции 1 26 Повторение силовых упражнений для мышц рук, ног, пресса и спины 1 27 Составление танцевальной композиции 1 28 Партерная гимнастика. Упражнения на развитие осанки, гибкости 1 29 Повторение композиции в стиле contemporary dance 1 30 Упражнения на развитие осанки. Повторение техники выполнения упражнений на развитие осанки. 1 31 Стретчинг, упражнения для развития шпагатов 1 32 Работа над стопами, развитие и усиление мышц голеностопного сустава 1 33 Упражнения на развитие гибкости. Повторение техники выполнения упражнений на развитие гибкости. Повторение композиции 1 34 Изучение базовых движений contemporary dance. Рассмотрение сходства с йогой 1 35 Классический танец как основы хореографии 1 36 Изучение движений в классическом танце, plie, relive как основы классического танца 1 37 Повторение композиции в современном стиле 1 38 Повторение силовых упражнений для мышц рук, ног, пресса и спины 1 39 Составление композиции в стиле contemporary dance 1 40 Работа над стопами, развитие и усиление мышц голеностопного сустава 1 4142 Повторение упражнений классического танца, изучение battement tendus 2 43 Йога. Коррекционные упражнения. Комплекс детской йоги. Дыхательная гимнастика 1 44 Партерная гимнастика. Стретчинг. Упражнения на развитие осанки, гибкости 1 45 Изучение танцевальной комбинации в стиле современная хореография 1 46 Отработка движений в танцевальной композиции 1 47 Силовые упражнения для ног. 1 4849 Повторение упражнений классического танца, изучение battement tendus jete 2 50 Йога. Упражнения для развития мышц ног и спины 1 51 Изучение танцевальной комбинации 1 52 Анализ ошибок при заведомо неправильной демонстрации упражнений. Повторение танцевальной композиции 1 53 Техника упражнений и растягивание (стретчинг). Шпагаты 1 5455 Повторение композиции в современной хореографии 2 56 Изучение движения классического танца grand plie. Повторение движений plie, Relleve,Battement tendus 1 57 Силовые упражнения для ног и рук 1 58 Партерная гимнастика. Упражнение на развитие осинки, гибкости. Растяжение на шпагаты 1 5960 Повторение движений классического танца 2 61 Работа над стопами, развитие и усиление мышц голеностопного сустава в партере 1 62 Упражнения для развития осанки. Повторение техники выполнения упражнений на развитие осанки 1 63 Упражнения на развитие гибкости. Повторение техники выполнения упражнений на развитие гибкости 1 64 Изучение танцевальной композиции в стиле современной хореографии 1 65 Изучение движений классического танца rond de jambe par terre 1 66 Силовые упражнения на основные группы мышц 1 67 Стретчинг.Повторение танцевальной композиции. 1 68 Танцевальная композиция. Составление и совершенствование итоговой музыкальной композиции из изученных упражнений 1 2.Комплекс организационно-педагогических условий. 2.1. Условия реализации программы Материально-техническое обеспечение: - учебный кабинет; - компьютер, мультимедийный проектор (смарт-доски), колонки; - обучающие мультипликационные фильмы; - мультимедийные презентации; - наглядные пособия. 2.2. Формы промежуточной аттестации Аттестация обучающихся проходит в форме: открытого занятия для родителей, подтверждается отзывами родителей. Текущий контроль осуществляется систематически в процессе проведенных занятий, игр, методами наблюдения, бесед, сопоставлений результатов успехов в игровой деятельности. 2.3. Методическое обеспечение На занятиях в зависимости от содержания используются следующие методы обучения: - словесный (рассказ, объяснение, беседа); - объяснительно-иллюстративный (слушание, сравнение, запоминание); - практический (упражнения, дидактические игры, исполнение песенноигрового материала); - наглядный (показ иллюстраций, обучающих мультипликационных фильмов); - репродуктивный (повторение за педагогом (за диктором), стремление к эталону); - творческий (рисунки); - эвристический (участие в открытом занятии для родителей, конкурсах). Образовательная деятельность организована в форме комбинированных занятий, в которых соединены теоретический и практический блок, включат групповую работу, работу в парах, монолог-диалог, контроль качества знаний. Модель учебного занятия представляет собой последовательность этапов в процессе усвоения знаний обучающимися, построенных на смене видов деятельности: восприятие, осмысление, запоминание, применение. Дидактические материалы включают задания, упражнения.