ДООП Стартовая школа

Чурикова
Елена
Борисовна

Подписан: Чурикова Елена Борисовна
DN: ИНН=666003595200, СНИЛС=01872608358,
E=soch164@eduekb.ru, C=RU, S=Свердловская
область, O=МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
С УГЛУБЛЁННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ
ПРЕДМЕТОВ № 164, G=Елена Борисовна,
SN=Чурикова, CN=Чурикова Елена Борисовна
Основание: Я являюсь автором этого документа
Местоположение: место подписания
Дата: 2021.08.31 16:32:37+05'00'
Foxit Reader Версия: 10.1.1

1. Комплекс основных характеристик программы
1.1 Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Стартовая школа» составлена в соответствии с нормативными
документами:
1.Федеральный закон № 273-Ф3 от 29.12.2012 «Об образовании в
Российской Федерации»
2.Концепция развития дополнительного образования детей
(Распоряжение Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 №
1726-р).
3.«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству,
содержанию и организации режима работы образовательных организаций
дополнительного образовании детей». Пост № 41 об утв. СанПиН
2.4.4.3172-14 от 04.07.2014
4.Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации
(Минпросвещения России) от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программ».
5. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015г.
№ 09-3242. «Методические рекомендации по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы)».
Направленность программы - социально-педагогическая.
Актуальность программы. Проблема школьной готовности глубоко
проработана в современной психолого-педагогической литературе. На
протяжении длительного времени считалось, что главным показателем
готовности ребенка к школьному обучению является уровень его
умственного развития. В настоящее время концепции подготовки детей к
школе рассматривают готовность к школьному обучению как сложный
целостный феномен, как комплекс качеств, образующих умение учиться.
Психологическая готовность ребенка к школе — это необходимый и
достаточный уровень психофизиологического развития ребенка для
освоения школьной учебной программы, это определенный уровень
интеллектуального и личностного развития ребенка.
Уровень освоения программы: базовый.

Адресат программы: дошкольники (6-7 лет). Набор обучающихся в
группы приводится без предварительного отбора. Программа построена с
учётом возрастных психофизических особенностей.
Количество обучающихся в группе: 10-15 человек.
Объём освоения программы: 1 год обучения, из расчёта 8 часов в
неделю и включает в себя 28 учебных недель. Итого 224 часов в год.
Срок реализации программы: 1 год.
Периодичность и продолжительность занятий: 8 раз в неделю по
20 минут.
Форма обучения: очная.

В нашем образовательном учреждении эти задачи решаются на
занятиях в «Стартовой школе». Занятия в «Стартовой школе» проходят
в течение недели для детей 6 – 7 летнего возраста воспитанников
подготовительных групп детских дошкольных образовательных
учреждений, а также детей по различным причинам, не посещающих их.
Подготовка дошкольников к системному обучению в 1-ом классе
осуществляется по программе «Подготовка к обучению грамоте»
составлена на основе программы для дошкольных учреждений «Развитие
речи и подготовка к обучению грамоте» под редакцией Р. Н. Бунеева, Е.
В. Бунеевой, Т. Р. Кисловой. Данная программа рекомендована
Министерством образования России.
Отличительной чертой развития образовательной системы на
современном этапе является активный процесс создания системы
непрерывного образования. Одно из основных условий обеспечения
функционирования и развития единой непрерывной системы
образования — это осуществление преемственности разных ступеней, в
частности преемственность дошкольного и начального образования.
В связи с этим совершенствуются образовательные технологии, при
разработке которых учитываются следующие тенденции развития
образования:
— от репродукции знаний к их продуктивному использованию в
зависимости от решаемых задач;

— от механического заучивания к учению как процессу
интеллектуального развития;
— от статистической модели знаний к динамически
структурированным системам умственных действий;
— от ориентации на среднего ученика к дифференцированным и
индивидуальным программам обучения;
— от внешней мотивации учения к внутренней нравственно-волевой
регуляции.
Таким образом, важнейшей составляющей педагогического процесса
становится личностно-ориентированный подход, развитие личностных
компетенций.
Предлагаемая концепция программы разработана на основе идеи
преемственности между дошкольным, начальным и основным
образованием.
Концепция программы рассматривает преемственность как создание
условий для гуманного (бесконфликтного и комфортного) перехода с
одной образовательной ступени на другую, целью которого становится
успешная адаптация к новым образовательным условиям.
Подготовка к обучению является преемственностью, позволяющей
обеспечить гуманный переход из одной возрастной группы в другую и
реализовать основные задачи, поставленные в настоящее время перед
образованием.
Концепция базируется на следующих принципах:
— непрерывности развития ребенка;
— общего развития ребенка на основе его индивидуальных
возможностей и способностей;
— развития творческих способностей у детей;
— развития личностных компетенций ребенка как субъекта
творческой деятельности, как активного субъекта познания;
— развития и укрепления здоровья личности;
— развития духовно-нравственных убеждений личности;

— развития устойчивой психологической адаптации к новым
условиям образования;
— преемственности между обучающими, обучающимися и
родителями.
Основаниями для реализации принципа преемственности между
дошкольным и школьным образованием являются:
— ориентация не на уровень знаний, а на потенциальные
возможности ребенка, на его «зону ближайшего развития»;
— создание условий для включения ребенка в новые социальные
формы общения;
— организация и сочетание в единой смысловой последовательности
продуктивных видов деятельности;
— подготовка перехода от игровой деятельности к учебной;
— обеспечение постепенного перехода от непосредственности к
произвольности.
В основе подготовки к обучению в школе программы
«Преемственность» лежат личностно-ориентированные и развивающие
технологии.
Целью личностно-ориентированных технологий являются развитие и
формирование в процессе подготовки к обучению активной творческой
личности.
Развивающие технологии направлены на формирование у ребенка
проблемного мышления, на развитие мыслительной активности.
Развивающие технологии содержат: развивающие дидактические
игры, развивающие практические задания, творческие упражнения,
конструирование, аналитико-синтетические действия.
Содержание, предложенное для подготовки к обучению программой,
соответствует возрастным особенностям детей старшего дошкольного
возраста и составляет основу для использования личностно
ориентированных и развивающих технологий.
В соответствии с логикой развития ребенка подготовка к школе носит

не обучающий, а развивающий характер. При подготовке к школе
программа не допускает дублирования первого класса
общеобразовательной школы. Подготовка к обучению в школе по
программе инварианта. Ее цель — подготовить дошкольника к любой
системе школьного образования.
Концепция программы рассматривает дошкольное и начальное
обучение в системе непрерывного образования и предлагает личностноориентированную модель системы подготовки к школе. Эта модель
реализуется в группах кратковременного пребывания в «МАОУ СОШ
№164»
В качестве основных целей подготовки к обучению в школе
выдвигаются:
— развитие эмоционально-волевой сферы;
— развитие коммуникативных навыков;
— формирование и развитие психических функций и познавательной
сферы детей;
— сохранение здоровья дошкольников.
Реализация данных целей позволяет обеспечить психическое и
физическое развитие детей на том уровне, который необходим для их
успешного включения в учебную деятельность и дальнейшего обучения в
школе. Таким образом, целью подготовки детей к школе является не
овладение какими-либо конкретными элементами учебной деятельности,
а создание предпосылок к школьному обучению.
Основными принципами подготовки к обучению являются:
— единство развития, обучения и воспитания;
— учет возрастных и индивидуальных особенностей детей;
— комплексный подход;
— систематичность и последовательность;
— вариативность и вариантность;
— сознательность и творческая активность;
— наглядность;

— доступность и достаточность.
В качестве ведущей деятельности ребенка рассматривается игра и
продуктивная деятельность.
Основными задачами подготовки к обучению являются:
— охрана и укрепление здоровья;
— развитие психических функций и качеств личности;
— обеспечение преемственности между подготовкой к обучению и
обучением в школе.

Календарный учебный график
Начало
занятий

Окончание
занятий

Каникулы

Кол-во
учебных
недель

Промежуточная
аттестация в сроки

01.10.2021

30.04.2022

30.10.2021-07.11.2021
29.12.2021-09.01.2022
06.02.2022-14.02.2022
19.03.2022-27.03.2022

28 недель

20.04.2022-30.04.2022

Ступень подготовки к обучению выступает как самостоятельный
законченный блок. Переходная ступень обеспечивает преемственность в
развитии и образовании дошкольного и начального обучения. Подготовка
к обучению включает довольно разнообразное содержание, целью
которого является развитие ребенка.
Особенностью содержания подготовки к школе является то, что
материал, предложенный для детей дошкольного возраста, разработан на
интегрированной основе и деление содержания на предметы условно.
Занятия в «Стартовой школе» включают следующие разделы:
«Речевое развитие», «Развитие математических способностей».
Подготовка детей к школе начинается с 1 октября и длится до 30 апреля.
Занятия проводят с группой детей. Продолжительность занятий 20
минут с 5—10-минутными перерывами.
Примерное количество занятий в неделю

Название раздела

Число
занятий

«Речевое развитие»

4

«Развитие математических

2

способностей»
Всего:

6

Занятия проводятся 2 раза в неделю
Основные виды деятельности — игра и продуктивная деятельность.
Раздел «Речевое развитие» состоит из программы «По дороге к
Азбуке» и «Наши прописи». Программа «По дороге к Азбуке» решает
вопросы практической подготовки детей к обучению чтению, к обучению
письму и ведет работу по совершенствованию устной речи. Содержание
курса направлено на общее развитие ребенка, посредством которого
создается прочная основа для успешного изучения русского языка.
Содержание ориентировано на решение следующих задач: создание
условий для формирования многосторонне развитой личности ребенка
(интеллектуальное, духовно-нравственное, эстетическое, эмоциональное
развитие), для создания предпосылок положительной мотивации учения в
школе; практическая подготовка детей к обучению чтению и письму;
формирование элементарной культуры речи, совершенствование на
доступном уровне навыков связной устной речи детей.
Отличительной чертой данного раздела программы является
осуществление интеграции тесной взаимосвязанной и
взаимопроникающей работы по подготовке детей к обучению чтению с
работой по развитию их устной связной речи и с подготовкой к обучению
письму.
Раздел «Развитие математических способностей» представлен
программой курса «Математические ступеньки».
В основу отбора содержания программы «Математические ступеньки»

положен принцип ориентации на первостепенное значение общего
развития ребенка, включающего в себя сенсорное и интеллектуальное
развитие с использованием возможностей и особенностей математики.
Программа «Подготовка к обучению грамоте» составлена на основе
программы для дошкольных учреждений «Развитие речи и подготовка к
обучению грамоте» под редакцией Р. Н. Бунеева, Е. В. Бунеевой, Т. Р.
Кисловой.
Для речевого развития старших дошкольников характерен довольно
богатый словарь, который продолжает расширяться, в том числе и за счет
пассивной лексики. У большинства детей завершается формирование
грамматического строя речи, и они начинают постепенно осваивать
грамматику текста (используют в речи средства связи между
предложениями; при составлении собственного текста оформляют его
вводным и заключительным предложением).
Роль педагога состоит в том, чтобы создавать ситуации активного
говорения, общения, освоения образцов речи. Учитывая необходимость
подготовки ребенка к школе, особое внимание следует уделять развитию
фонематического слуха и правильного звукопроизношения, мелкой
моторики руки.
Цель данной программы: работа над звуковой культурой речи
детей, а основным содержанием – звуко – слоговой анализ слов.

Задачи программы:
Обогащение активного, пассивного, потенциального словаря.
Развитие грамматического строя речи.
Развитие умений связной речи с опорой на речевой опыт ребенка.
Развитие фонематического слуха, совершенствование звуковой
культуры речи детей.
5. Обучение звуко-слоговому анализу слов.
6. Развитие мелкой моторики руки
Работа по звуко - слоговому анализу слов сочетается с работой по
развитию речи, которая ведется по всем направлениям.
1.
2.
3.
4.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА
Обучение грамоте (чтение) является начальным этапом изучения
русского языка, а, следовательно, цели, реализуемые посредством

предметного курса «Русский язык», соотносятся с целями, преследуемыми
на занятиях по обучению грамоте (чтению), а именно:
- ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и
совершенствование на этой основе знаково-символического восприятия и
логического мышления (познавательный аспект);
-выработка
коммуникативной
учащихся (социокультурный аспект).

компетенции

Задачами курса являются:
 создание первоначальных представлений о единстве и
многообразии языкового и культурного пространства России, о
языке как основе национального самосознания;
 совершенствование диалогической и монологической устной речи,
коммуникативных умений;
 воспитание нравственных и эстетических чувств;
 создание условий для творческой деятельности.
ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
На курс обучения грамоте (чтение) отводится 56 часов (2 занятия в
неделю), рассчитан на 1 год обучения, с 1 октября по 31 апреля.
На основании примерных программ Минобрнауки РФ, содержащих
требования к минимальному объему содержания образования по
предметному курсу, и с учетом стандарта конкретного образовательного
учреждения реализуется программа базового уровня.
В рабочей программе выстроена система учебных занятий (уроков) и
педагогических средств, с помощью которых формируются универсальные
учебные действия, дано учебно-методическое обеспечение, что
представлено в табличной форме ниже.
ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
В процессе восприятия художественного произведения реализуется
духовно-нравственное воспитание учащихся.
Литературное чтение как вид искусства знакомит учащихся с
нравственно-эстетическими ценностями своего народа и человечества,
способствует воспитанию личностных качеств, соответствующих
национальным и общечеловеческим ценностям.
Совершенствуется техника чтения, качество чтения, особенно
осмысленность.

Читая и анализируя произведения, ребенок задумывается над
вечными вопросами (базовыми ценностями): добром, справедливостью,
правдой и т. д. Огромную роль в этом играет эмоциональное восприятие
произведения, которое способствует совершенствованию умений
различать, понимать и контролировать свои эмоции позитивно и
конструктивно.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
Программа обеспечивает достижение следующих личностных,
метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
 формирование основ российской гражданской идентичности,
чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю
России; осознание своей этнической и национальной
принадлежности, ценностей многонационального российского
общества; становление гуманистических и демократических
ценностных ориентаций;
 принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие
мотивов учебной деятельности и формирование личностного
смысла учения;
 развитие самостоятельности и личной ответственности за свои
поступки на основе представлений о нравственных нормах;
 развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания других людей и
сопереживания их чувствам; понимание значимости позитивного
стиля общения, основанного на миролюбии, терпении,
сдержанности и доброжелательности;
 формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
 развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в
разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликты и
находить выход из спорных ситуаций.
Метапредметные результаты:
 умение планировать, контролировать и оценивать учебные
действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее
реализации, определять наиболее эффективные способы
достижения результата;
 способность принимать и сохранять цели и задачи учебной
деятельности, находить средства ее осуществления;
 умение включаться в обсуждение проблем творческого и
поискового характера, усваивать способы их решения;
 умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности
и способность конструктивно действовать даже в ситуациях
неуспеха;

 освоение начальных форм самонаблюдения в процессе
познавательной деятельности;
 умение создавать и использовать знаково-символические модели
для решения учебных и практических задач;
 овладение навыками смыслового чтения текстов различных
стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанное
выстраивание речевого высказывания в соответствии с задачами
коммуникации, составление текстов в устной и письменной
форме;
 овладение следующими логическими действиями: сравнение,
анализ, синтез, классификация и обобщение по родовидовым
признакам, установление аналогий и причинно-следственных
связей, построение рассуждений, отнесение к известным
понятиям;
 готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать
возможность существования различных точек зрения и права
каждого иметь свою; умение излагать свое мнение и
аргументировать свою точку зрения и оценку событий; умение
активно использовать диалог и монолог как речевые средства для
решения коммуникативных и познавательных задач;
 определение общей цели совместной деятельности и путей ее
достижения; умение договариваться о распределении функций и
ролей, осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать
собственное поведение;
 готовность конструктивно разрешать конфликты с учетом
интересов сторон и сотрудничества.
Предметные результаты:
 формирование первоначальных представлений о единстве и
многообразии языкового и культурного пространства России, о
языке как основе национального самосознания;
 понимание обучающимися того, что язык представляет собой
явление национальной культуры и основное средство
человеческого общения и взаимопонимания; осознание значения
русского языка как государственного языка Российской
Федерации, языка межнационального общения;
 первоначальное усвоение главных понятий курса русского языка
(фонетических, лексических, грамматических), представляющих
основные единицы языка и отражающих существенные связи,
отношения и функции;
 понимание слова как двусторонней единицы языка, как
взаимосвязи значения и звучания. Практическое усвоение
заместительной (знаковой) функции языка;
 овладение первоначальными представлениями о нормах русского
и родного литературного языка (орфоэпических, лексических,
грамматических) и правилах речевого этикета; умение
ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения,

выбирать адекватные языковые средства для успешного решения
коммуникативных задач;
 формирование позитивного отношения к правильной устной и
письменной речи как показателям общей культуры и гражданской
позиции человека;
 овладение учебными действиями с языковыми единицами и
умение использовать приобретенные знания для решения
познавательных, практических и коммуникативных задач.
Содержание учебного курса
1. Лексическая и грамматическая работа:
 обогащение словарного запаса детей; наблюдение над
многозначными словами в речи;
 употребление
новых слов в собственной речи
(конструирование словосочетаний и предложений).
2. Развитие связной речи:
 ответы на вопросы, участие в диалоге;
 подробный пересказ текста по зрительной опоре;
 составление рассказа-описания, рассказа по сюжетной
картинке, по серии картинок;
3. Развитие звуковой культуры речи и фонематического слуха:
 знакомство
с органами артикуляции, способами
произнесения звука, его условным обозначением;
 знакомство с классификацией звуков: согласные и гласные
звуки; твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные;
 выделение звука в начале, конце и середине слова,
определение положения звука в слове;
 выделение в слове гласных звуков, согласных звуков,
твердых, мягких, звонких, глухих согласных;
 «чтение» и составление слогов и слов с помощью условных
звуковых обозначений.
4. Обучение звукослоговому анализу:
 звуковой анализ состава слогов и слов;
 дифференциация понятий «звук» и «буква»;
 соотнесение букв и звуков.
5. Работа по развитию мелкой моторики руки (штриховка, обведение
по контуру).

Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
Учебная
дисциплина

Программа, кем

Кол – во часов

Базовый учебник

Методическое обеспечение

1. Бунеев Р. Н. По
дороге к Азбуке.
Пособие для
дошкольников 4 –
6 лет. Ч. 3 и 4. (5 –
6 лет) / Р. Н.
Бунеев, Е. В.
Бунеева, Т. Р.
Кислова. – Изд. 3е, перераб. – М.:
Баласс, 2013.

1. Кислова Т. Р. «По дороге к
Азбуке». Методические
рекомендации для педагогов,
логопедов и родителей к частям 3 и
4 / Т. Р. Кислова; под науч. ред. Р.
Н. Бунеева, Е. В. Бунеевой. – Изд.
4-е, испр. – М.: Баласс, 2013.
2. Серия «Развитие речи» - серии
сюжетных картинок для
составления устных рассказов;
звери и их детёныши, схемы для
составления устных рассказов;
серии сюжетных картинок иллюстраций к сказкам для
обучения пересказу; наглядные
материалы по темам «Предлоги»,
«Предложения»; наглядный и
раздаточный материал к пособию –

рекомендована и в неделю, общее
когда

количество
часов

По дороге к
Азбуке

Программа
«Детский сад
2100»
рассматривает
психологопедагогические и
методические
аспекты развития
и воспитания
детей
дошкольного
возраста от 3 до 6
лет и является
одним из
структурных
компонентов

2/56

Образовательной
системы «Школа
2100». Программа
рекомендована
Российской
академией
образования.

картинки для составления
описательных рассказов и карточки
для артикуляционной гимнастики;
карточки для звукового и
слогового анализа.

Учебно-тематический план
№ п/п

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18

Тема занятия

Звуки и буквы. Слова.
Звук [а].
Звук [о].
Звук [э].
Звук [и].
Звук [ы].
Дифференциация звуков [и] - [ы].
Звук [у].
Гласные звуки и их дифференциация.
Звук [м]. Согласные звуки. Слоги.
Звук [м,]. Твердые и мягкие согласные.
Звук [н].
Звук [н,].
Звук [п].
Звук [п,].
Звук [т].
Звук [т,].
Звук [к].

Количество
часов

Виды учебной деятельности учащихся
при проведении занятий

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Беседа.
Занятие-игра.
Занятие-игра.
Интегрированное занятие.
Занятие-игра.
Занятие-игра.
Интегрированное занятие.
Занятие-игра.
Занятие-игра.
Интегрированное занятие.
Интегрированное занятие.
Занятие-игра
Интегрированное занятие.
Занятие-игра.
Интегрированное занятие.
Интегрированное занятие.
Занятие-игра.
Интегрированное занятие.

19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40

Звук [к,].
Звук [х].
Звук [х,].
Дифференциация звуков [к] - [х], [к,] - [х,].
Звук [ф].
Звук [ф,].
Звук [й,].
Звук [й,о]. Дружные звуки.
Звук [й,у].
Звук [й,а].
Звук [й,э].
Дифференциация звуков [й,э], [й,о], [й,у], [й,а].
Звук [л].
Звук [л,].
Дифференциация звуков [л,] и [й,].
Звуки [в] и [в,].
Дифференциация звуков [в] - [ф], [в,] -[ф,].
Звонкие и глухие согласные.
Звук [ч,].
Звук [щ,].
Дифференциация звуков [ч,] и [щ,].
Звуки [б] и [б,].
Дифференциация звуков [б] - [п], [б,] -[п,].

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Интегрированное занятие.
Занятие-игра.
Занятие-игра.
Занятие-игра.
Занятие-игра.
Интегрированное занятие.
Занятие-игра.
Интегрированное занятие.
Занятие-игра.
Интегрированное занятие.
Занятие-игра.
Интегрированное занятие.
Занятие-игра.
Интегрированное занятие.
Занятие-игра.
Занятие-игра.
Занятие-игра.

1
1
1
1
1

Занятие-игра.
Занятие-игра.
Интегрированное занятие.
Занятие-игра.
Интегрированное занятие.

41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56

Звуки [д] и [д,].
Дифференциация звуков [д] - [т], [д,] -[т,].
Звуки [с] и [с,].
Звук [ц].
Дифференциация звуков [ц] - [с], [ц] -[ч,].
Звуки [г] и [г,].
Дифференциация звуков [г] - [к], [г,] -[к,].
Звуки [з] и [з,].
Дифференциация звуков [с] - [з], [с,] -[з,].
Свистящие согласные звуки.
Звук [ш].
Дифференциация звуков [ш] - [с], [ш] -[щ,].
Звук [ж].
Дифференциация звуков [ж] - [ш], [ж] -[з].
Шипящие согласные звуки.
Звуки [р] и [р,].
Дифференциация звуков [р] - [л], [р,] -[л,].
Страна Азбука.

1
1
1
1
1
1
1
1
1

Занятие-игра.
Интегрированное занятие.
Занятие-игра.
Занятие-игра.
Интегрированное занятие.
Занятие-игра.
Интегрированное занятие.
Занятие-игра.
Интегрированное занятие.

1
1
1
1

Занятие-игра.
Интегрированное занятие.
Занятие-игра.
Интегрированное занятие.

1
1
1

Занятие-игра.
Интегрированное занятие.
Интегрированное занятие.

Программа раздела «Развитие математических способностей»
курса «Математические ступеньки»

Учебно-методическое пособие "Раз - ступенька, два - ступенька..."
предназначено для развития математических представлений детей при
подготовки к школе. Программа направлена на развития личности ребенка:
развития его познавательных интересов, интеллектуальных и творческих
сил.
Задачами математического развития дошкольников в программе
являются:
1) Формирование мотивации учения, ориентированной на
удовлетворение познавательных интересов, радость творчества.
2) Увеличение объема внимания и памяти.
3) Формирование мыслительных операций (анализа, синтеза,
сравнения, обобщения, классификации, аналогии).
4) Развитие образного и вариативного мышления, фантазии,
воображения, творческих способностей.
5) Развитие речи, умения аргументировать свои высказывания,
строить простейшие умозаключении
6) Выработка умения целенаправленно владеть волевыми усилиями,
устанавливать правильные отношения со сверстниками и взросши, видеть
себя глазами окружающих.
7) Формирование умений планировать свои действия, осуществлять
решение в соответствии с заданными правилами и алгоритмами, проверять
результат своих действий и т.д.
Эти задачи решаются в процессе ознакомления детей с количеством
и счетом, измерением и сравнением величин, пространственными и
временными ориентировками.
Знакомство детей с новым материалом осуществляется на основе
деятельностного подхода, когда новое знание не дается в готовом виде, а
постигается ими путем самостоятельного анализа, сравнения, выявления
существенных признаков. Учитель подводит детей к этим «открытиям»,
организуя и направляя их поисковые действия. Так, например, детям
предлагается измерить шагами расстояние между двумя стульями"домиками". Поскольку шаги у детей разные, то и число шагов оказывается
разным. Но почему так получается - ведь расстояние одно и то же? В
результате исследования, дети сами делают вывод о том, что чем больше
шаги, тем меньше получается шагов. Таким образом, у них формируется

представление об измерении длины с помощью условных мерок, о
зависимости результата измерения от величины мерки.
Возрастные особенности детей требуют использования игровой
формы деятельности. Вот почему используется большое количество
игровых упражнений. Психологи, оценивая роль дидактических игр,
указывают на то, что они не только являются формой усвоения знаний, но
и способствуют общему развитию ребенка, его познавательных интересов
и коммуникативных способностей.
Занятие не сводятся к работе за столом над страничкой учебного
пособия. Пособие используется в основном для закрепления
сформированных представлений и для организации самостоятельной
работы ребенка. Само же "открытие" должно происходить в ходе
активного участия детей в дидактических и ролевых играх.
Для того чтобы переключить активность детей (умственную, речевую, двигательную), не выходя из учебной ситуации, на занятии проводятся физкультминутки. Если для проведения физкультминутки
используется речевка, слова ее обычно разучиваются с детьми заранее.
Тетради на печатной основе помогают организовать самопроверку
детьми выполненных ими заданий. Навыки самопроверки станут в
дальнейшем основой для формирования у них правильной самооценки
результатов своих действий.
Формированию навыков самооценки способствует также подведение итогов занятия. В течение 2 - 3 минут внимание детей акцентируется
на основных идеях занятия. Здесь же дети могут высказать свое отношение
к занятию, к тому, что им понравилось, а что было трудным. Эта обратная
связь поможет взрослому в последующем скорректировать свою работу.
Поскольку все дети обладают своими, только им свойственными
качествами и уровнем развития, необходимо дифференцировать задания с
учетом индивидуальных особенностей ребенка, создавая ситуацию успеха
для каждого из них. Каждый ребенок должен продвигаться вперед своим
темпом и с постоянным успехом!
Для решения этой задачи в учебное пособие включен материал
разной степени сложности - от необходимого минимума до возможного
максимума. Здесь есть и стандартные задания, которые требуют
применения той или иной известной детям операции, и нестандартные,
когда ребенок, приступая к решению, не знает заранее способа действий.
Наряду с заданиями, выполняемыми на предметной основе, включены
задания, которые даются в схематизированной и знаковой форме. Такие

задания в учебном пособии помечены звездочкой. Они предназначены для
детей, более подготовленных, и могут выполняться только по их желанию.
Необходимым условием организации занятий с дошкольниками, является
психологическая комфортность детей, обеспечивающая их эмоциональное
благополучие. Атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка,
индивидуальный подход, создание для каждого ситуации успеха
необходимы не только для познавательного развития детей, но и для их
нормального психофизиологического состояния.
Большое внимание в программе уделяется развитию вариативного и
образного мышления, творческих способностей детей. Дети не просто
исследуют различные математические объекты, а придумывают образы
чисел, цифр, геометрических фигур. Они постоянно встречаются с
заданиями, допускающими различные варианты решения. Например,
выбирая из предметов - "яблоко", "мяч", "кубик" - лишний предмет, дети
могут назвать кубик, так как он отличается от двух других формой;
лишним может быть яблоко, так как это фрукт, а остальные предметы игрушки; лишним может быть и мяч, если он синий, а яблоко и кубик красные. Работая с фигурами "Геометрического лото", дети могут
подобрать разные фигуры, отличающиеся от маленького желтого квадрата
одним признаком - маленький желтый круг, большой желтый квадрат,
маленький синий квадрат и т.д.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА
Изучение математики имеет особое значение в развитии младшего
дошкольника. Приобретенные им знания, первоначальные навыки
владения математическим языком помогут ему при обучении в начальной
школе, а также пригодятся в жизни.
Изучение математики направлено на достижение следующих целей:
 математическое
развитие
младшего
дошкольника
формирование способности к интеллектуальной деятельности
(логического
и
знаково-символического
мышления),
пространственного воображения, математической речи; умение
строить рассуждения, выбирать аргументацию, различать
обоснованные и необоснованные суждения, вести поиск
информации (фактов, оснований для упорядочения, вариантов и
др.);
 освоение начальных математических знаний - понимание
значения величин и способов их измерения; использование
арифметических способов для разрешения сюжетных ситуаций;
формирование умения решать учебные и практические задачи
средствами математики; работа с алгоритмами выполнения
арифметических действий;

 развитие интереса к математике, стремления использовать
математические знания в повседневной жизни.
ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Программа "Раз - ступенька, два - ступенька..." рассчитана на 1 год
обучения, с 1 октября по 31 апреля (2 занятия в неделю, всего 56 занятий).
Пособие "Раз - ступенька, два - ступенька..." ориентировано на
структурные и методические особенности курса математики для начальной
школы Л.Г. Петерсон, однако оно может быть использовано для
подготовки детей к любой из ныне действующих программ по математике
в начальной школе.
На основании Примерных программ Минобрнауки РФ,
содержащих требования к минимальному объему содержания образования
по предметному курсу, и с учетом стандарта конкретного
образовательного учреждения реализуется программа базового уровня.
В рабочей программе выстроена система учебных занятий (уроков)
и педагогических средств, с помощью которых формируются
универсальные учебные действия, дано учебно-методическое обеспечение,
что представлено в табличной форме ниже.
ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
В основе учебно-воспитательного процесса лежат следующие ценности
математики:
 понимание математических отношений является средством
познания закономерностей существования окружающего мира,
фактов, процессов и явлений, происходящих в природе и обществе
(хронология событий, протяженность во времени, образование
целого из частей, изменение формы, размера и т. д.);
 математические
представления
о
числах,
величинах,
геометрических фигурах являются условием целостного
восприятия творений природы и человека (памятники
архитектуры, сокровища искусства и культуры, объекты
природы);
 владение математическим языком, алгоритмами, элементами
математической логики позволяет ученику совершенствовать
коммуникативную деятельность (аргументировать свою точку
зрения, строить логические цепочки рассуждения; опровергать
или подтверждать истинность предположения).
РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
В ходе освоения математического содержания обеспечиваются
условия для достижения обучающимися следующих личностных,
метапредметных и предметных результатов.

Личностными результатами обучающихся являются: готовность
целенаправленно использовать знания в учении и в повседневной жизни
для исследования математической сущности предмета (явления, события,
факта); способность характеризовать собственные знания по предмету,
формулировать вопросы, устанавливать, какие из предложенных
математических задач могут быть им успешно решены; познавательный
интерес к математической науке.
Метапредметными результатами обучающихся являются:
способность анализировать учебную ситуацию с точки зрения
математических характеристик, устанавливать количественные и
пространственные отношения объектов окружающего мира, строить
алгоритм поиска необходимой информации, определять логику решения
практической и учебной задач; умение моделировать - решать учебные
задачи с помощью знаков (символов), планировать, контролировать и
корректировать ход решения учебной задачи.
Предметными результатами обучающихся являются: освоенные
знания о числах и величинах, арифметических действиях, текстовых
задачах, геометрических фигурах; умения выбирать и использовать в ходе
решения изученные алгоритмы, свойства арифметических действий, способы нахождения величин, приемы решения задач; умения использовать
знаково-символические средства, в том числе модели и схемы, таблицы,
диаграммы для решения математических задач.

Содержание учебного курса
Общие понятия
Свойства предметов: цвет, форма, размер, материал и др. Сравнение
предметов по цвету, форме, размеру, материалу.
Совокупности (группы) предметов или фигур, обладающих общим
признаком. Составление совокупности по заданному признаку. Выделение
части совокупности.
Сравнение двух совокупностей (групп) предметов. Обозначение отменяй равенства и неравенства.
Установление равночисленности двух совокупностей (групп) предметов с помощью составления пар (равно - не равно, больше на ..., меньше
на ...).
Формирование общих представлений о сложении как объединении
предметов в одно целое. Формирование общих представлений о вычитании
как удалении части предметов из целого. Взаимосвязь между целым и

частью.
Начальные представления о величинах: длина, масса предметов,
объем жидких и сыпучих веществ. Измерение величин с помощью условных мер (отрезок, клеточка, стакан и т.п.).
Натуральное число как результат счета и измерения. Числовой
отрезок.
Составление закономерностей. Поиск нарушения закономерности.
Работа с таблицами. Знакомство с символами.
Числа и операции над ними
Прямой и обратный счет в пределах 10. Порядковый и ритмический
счет.
Образование следующего числа путем прибавления единицы. Название, последовательность и обозначение чисел от 1 до 10 цифрами,
точками на отрезке прямой. Состав чисел первого десятка.
Равенство и неравенство чисел. Сравнение чисел (больше на...,
меньше на ...) на наглядной основе.
Формирование представлений о сложении и вычитании чисел в
пределах 10 (с использованием наглядной опоры). Взаимосвязь между
сложением и вычитанием чисел.
Число 0 и его свойства.
Решение простых (в одно действие) задач на сложение и вычитание с
использованием наглядного материала.
Пространственно-временные представления
Примеры отношений: на - над - под, слева - справа - посередине,
спереди - сзади, сверху - снизу, выше - ниже, шире - уже, длиннее -короче,
толще - тоньше, раньше - позже, позавчера - вчера - сегодня - завтра послезавтра, вдоль, через и др. Установление последовательности
событий. Последовательность дней в неделе. Последовательность месяцев
в году.
Ориентировка на листе бумаги в клетку. Ориентировка в пространстве с помощью плана.
Геометрические фигуры и величины

Формирование умения выделять в окружающей обстановке предметы
одинаковой формы. Знакомство с геометрическими фигурами: квадрат,
прямоугольник, треугольник, четырехугольник, круг, шар, цилиндр,
конус, пирамида, параллелепипед (коробка), куб.
Составление фигур из частей и деление фигур на части. Конструирование фигур из палочек.
Формирование представлений о точке, прямой, луче, отрезке, ломаной линии, многоугольнике, углах, о равных фигурах, замкнутых и незамкнутых линиях.
Сравнение предметов по длине, массе, объему (непосредственное и
опосредованное с помощью различных мерок). Установление необходимости выбора единой мерки при сравнении величин. Знакомство с некоторыми общепринятыми единицами измерения различных величин.

Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
Учебная
дисциплина

Программа, кем

Кол – во часов

Базовый учебник

Методическое обеспечение

2. Л.Г. Петерсон,
Н.П. Холина. Раз –
ступенька, два –
ступенька…
Математика для
детей 5 – 6 лет.
Часть 1. Изд. 3-е,
перераб. / Л. Г.
Петерсон, Н. П.
Холина. – М.:
Ювента, 2013.

1. Л.Г. Петерсон, Н.П. Холина. Раз
– ступенька, два – ступенька…
Практический курс математики для
дошкольников. Методические
рекомендации. Изд. 3-е, доп.и
перераб. – М.: Издательство
«Ювента», 2008.
2. «Школа 2000…». Математика
для каждого: концепция,
программы, опыт работы/ Под ред.
Г.В. Дорофеева. – М.: УМЦ
«Школа 2000…», 2000.

рекомендована и в неделю, общее
когда

количество
часов

Математика

Рекомендовано
Министерством
образования
Российской
Федерации.
Учебные тетради
"Раз - ступенька,
два ступенька...",
части 1-2,
являются
дополнительным
пособием
к программе мате
матического
развития детей 5-

2/56

6 и 6-7 лет и к
методическому
пособию "Раз ступенька, два ступенька...".

Учебно-тематический план
№ п/п

Тема занятия

Количество
часов

Виды учебной деятельности учащихся
при проведении занятий

1-5

Свойства предметов. Объединение предметов в
группы по общему свойству.
Сравнение групп предметов. Обозначение
равенства и неравенства.
Отношение: часть – целое. Представление о
действии сложения (на наглядном материале).
Пространственные отношения: на, над, под.
Пространственные отношения: слева, справа.
Удаление части из целого (вычитание).
Представление о действии вычитания (на
наглядном материале).
Пространственные
отношения:
между,
посередине.
Взаимосвязь
между
целым
и
частью.
Представление: один, много.
Число и цифра 1.
Пространственные отношения: внутри, снаружи.
Число 2 и цифра 2. Пара.

5

Беседа.

3

Занятие-игра.

1

Занятие-игра.

1
2
1

Интегрированное занятие.
Занятие-игра.
Занятие-игра.

1

Интегрированное занятие.

1

Занятие-игра.

1
1
1

Занятие-игра.
Интегрированное занятие.
Интегрированное занятие.

6-8
9
10
11-12
13

14
15
16
17
18

19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29-30

31
32
33-34
35-37

38-40

Представление о точке и линии.
Представление об отрезке и луче.
Число 3 и цифра 3.
Представление о замкнутой и незамкнутой
линиях.
Представление
о
ломаной
линии
и
многоугольнике.
Число 4 и цифра 4.
Представление об углах. Виды углов.
Представление о числовом отрезке.
Число 5 и цифра 5.
Пространственные отношения: впереди, сзади.
Сравнение групп предметов по количеству на
наглядной основе. Обозначение отношений:
больше – меньше.
Временные отношения: раньше – позже.
Закрепление пройденного.
Число 6 и цифра 6.
Пространственные отношения: длиннее, короче.
Сравнение длины. Зависимость результата
сравнения от величины мерки.
Число 7 и цифра 7.

1
1
1
1

Занятие-игра
Интегрированное занятие.
Занятие-игра.
Интегрированное занятие.

1

Интегрированное занятие.

1
1
1
1
1
2

Занятие-игра.
Интегрированное занятие.
Интегрированное занятие.
Занятие-игра.
Занятие-игра.
Занятие-игра.

1
1
2
3

Занятие-игра.
Интегрированное занятие.
Занятие-игра.
Интегрированное занятие.

3

Занятие-игра.

41-42

43-45
46-47

48-50
51-52

53

54

55
56

Весовые отношения: тяжелее, легче. Сравнение
массы. Зависимость результата сравнения от
величины мерки.
Число 8 и цифра 8.
Представление об объеме. Сравнение объемов.
Зависимость результата сравнения от величины
мерки.
Число 9 и цифра 9.
Представление о площади. Сравнение площадей.
Зависимость результата сравнения от величины
мерки.
Число 0 и цифра 0. Знакомство с
пространственными
фигурами:
шар,
куб,
параллелепипед. Их распознавание.
Число 0 и цифра 0. Знакомство с
пространственными фигурами: пирамида, конус,
цилиндр. Их распознавание.
Число 10. Представления о сложении и вычитании
в пределах 10 на наглядной основе.
Работа с таблицами.

2

Интегрированное занятие.

3
2

Занятие-игра.
Интегрированное занятие.

3
2

Занятие-игра.
Интегрированное занятие.

1

Занятие-игра.

1

Занятие-игра.

1

Занятие-игра.

1

Занятие-игра.

Программа «Подготовка к обучению грамоте» составлена на основе
программы для дошкольных учреждений «Развитие речи и подготовка к
обучению грамоте» под редакцией Р. Н. Бунеева, Е. В. Бунеевой, Т. Р.
Кисловой.
Для речевого развития старших дошкольников характерен довольно
богатый словарь, который продолжает расширяться, в том числе и за счет
пассивной лексики. У большинства детей завершается формирование
грамматического строя речи, и они начинают постепенно осваивать
грамматику текста (используют в речи средства связи между
предложениями; при составлении собственного текста оформляют его
вводным и заключительным предложением).
Роль педагога состоит в том, чтобы создавать ситуации активного
говорения, общения, освоения образцов речи. Учитывая необходимость
подготовки ребенка к школе, особое внимание следует уделять развитию
фонематического слуха и правильного звукопроизношения, мелкой
моторики руки.
Цель данной программы: работа над звуковой культурой речи
детей, а основным содержанием – звуко – слоговой анализ слов.
Задачи программы:
7. Обогащение активного, пассивного, потенциального словаря.
8. Развитие грамматического строя речи.
9. Развитие умений связной речи с опорой на речевой опыт ребенка.
10.Развитие фонематического слуха, совершенствование звуковой
культуры речи детей.
11.Обучение звукослоговому анализу слов.
12.Развитие мелкой моторики руки
Работа по звуко- слоговому анализу слов сочетается с работой по
развитию речи, которая ведется по всем направлениям.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА
Отличительной особенностью курса русского языка является
коммуникативно-познавательная основа, общая с курсом литературного
чтения. Содержание этих двух курсов имеет ярко выраженную
коммуникативно-речевую
и
познавательную
направленность,
охватывающую три аспекта изучения родного языка: систему языка,
речевую деятельность и литературный текст, что обеспечивает реализацию
в обучении системно-деятельностного подхода.

Программа курса обеспечивает целостное изучение родного языка в
начальной школе за счёт реализации трех принципов:
1. коммуникативного;
2. познавательного;
3.принципа личностной
активности учащихся.

направленности

обучения

и

творческой

Коммуникативный принцип предусматривает:
1) осмысление и реализацию основной функции языка — быть
средством общения;
2) развитие умения ориентироваться в ситуациях общения (понимать
цель и результат общения собеседников, контролировать и корректировать
свою речь в зависимости от ситуации общения);
3) знакомство с различными системами общения (устными и
письменными, речевыми и неречевыми);
4) формирование представления о тексте как результате (продукте)
речевой деятельности;
5) развитие у учащихся желания (потребности) создавать собственные
тексты различной стилевой направленности: деловой (записки, письма,
объявления и др.), художественной (рассказ, стихотворение, сказка),
научно-познавательной;
6) организацию учебного (делового) общения (общение как диалог
учителя с детьми и друг с другом) с использованием формул речевого
этикета и духовно-нравственного стиля общения, основанного на
уважении, взаимопонимании и потребности в совместной деятельности.
Познавательный принцип предполагает:
усвоение языка как важнейшего инструмента познавательной
деятельности человека и как средства познания мира через слово;
развитие мышления младших школьников с опорой на «два
крыла познания»: образное и абстрактно-логическое мышление,
развитие интуиции и воображения;
поэтапное усвоение важнейших понятий курса от нагляднопрактического и наглядно-образного уровня до усвоения понятий в
абстрактно-логической, понятийной форме;
осмысление
понятия
«культура»,
обеспечивающее
целостность содержания обучения русскому языку, помогающее

выявить пути образования изучаемого понятия (от его культурноисторических истоков, где соединяется предмет деятельности с его
функцией, до конечного результата деятельности, т. е. до
образования того или иного понятия);
освоение процессов анализа и синтеза в структуре
мыслительных
действий
(сравнения,
классификации,
систематизации и обобщения) и в общем процессе познания;
осмысление языка как знаковой системы особого рода и его
заместительной функции;
рассмотрение слова как сложного языкового знака, как
двусторонней единицы языка и речи;
формирование смыслового, а не озвучивающего чтения,
объектом внимания учащихся становится как звуковая сторона
слова, так и его смысл, значение;
поэтапное усвоение языка от раскрытия его лексикосемантической стороны (значения слов) до усвоения звукобуквенной
и формально-грамматической (абстрактной) его формы.
Принцип личностной направленности обучения и творческой
активности обеспечивает:
пробуждение у ребёнка желания учиться и получать знания;
формирование представлений о книге, родном языке и
классической литературе как культурно-исторической ценности;
развитие интереса к изучению языка и творческой активности
за счёт логики его усвоения, построенной «от ребёнка», а не «от
науки о языке» (последняя предоставляет учащимся лишь конечные
результаты познавательной деятельности, зафиксированные в форме
готовых абстрактных понятий, годных для запоминания, поскольку
не раскрывается путь их образования);
знакомство и освоение базовых ценностей, основанных на
традициях отечественной культуры и обеспечивающих учащимся
духовно-нравственную основу поведения и общения со
сверстниками и взрослыми;
творческую самореализацию личности в процессе изучения
русского языка и работы с художественным произведением через
создание собственных текстов.
Реализация данных принципов позволяет наиболее полно обеспечить
не только «инструментальную основу компетентности учащихся»
(систему знаний, умений и навыков), но и духовно-нравственное развитие
личности, обретение социального опыта.
Изучение русского языка на основе этих принципов создаёт реальные
условия для реализации деятельностного подхода, благодаря которому
предметное содержание разворачивается «от ребенка», становится
доступным и интересным для учащихся.

Начальным этапом изучения русского языка является обучение
грамоте. Основное внимание в этот период отводится изучению
письменной речи и развитию фонематического слуха детей. Параллельно
с освоением письменных форм речевого общения (умениями читать и
писать) идёт совершенствование устных форм общения (умений слушать
и говорить). Поэтому ключевым понятием в содержании обучения грамоте
является «общение», которое не рассматривается статично, а
разворачивается в форме деятельности, протекающей в культурноисторическом плане — от истоков возникновения процесса общения у
людей (в письменной его форме) до развития письма на современном
уровне.
После обучения грамоте начинается раздельное изучение русского
языка и литературного чтения.
ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
На курс обучения грамоте (чтение) отводится 56 часов (2 занятия в
неделю), рассчитан на 1 год обучения, с 1 октября по 31 апреля.
На основании примерных программ Минобрнауки РФ, содержащих
требования к минимальному объему содержания образования по
предметному курсу, и с учетом стандарта конкретного образовательного
учреждения реализуется программа базового уровня.
В рабочей программе выстроена система учебных занятий (уроков) и
педагогических средств, с помощью которых формируются универсальные
учебные действия, дано учебно-методическое обеспечение, что
представлено в табличной форме ниже.
ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
Программа ориентирует на создание условий для развития
регулятивных учебных действий, которые вносят порядок и
планомерность в любую деятельность и составляют основу учебной
деятельности. Формируются умения ставить цель, определять
последовательность действий, контролировать, корректировать и
оценивать их.
Изучение систематического курса русского языка начинается с
обобщения первоначальных сведений о речевом общении и языке как
средстве коммуникации, полученных в период обучения грамоте.

Программа ориентирует на выработку умений точно и ясно выражать
свои мысли в речи, решать в процессе общения ту или иную речевую
задачу (одобрить, объяснить, выразить удивление, подтвердить мысль
собеседника и т.д.), держать в поле внимания содержание речи и форму её
выражения.
Рассмотрение языка как средства общения в конкретных
коммуникативно-речевых ситуациях и текстах (научных, деловых,
художественных) помогает детям представить язык целостно, что
повышает мотивацию в обучении родному языку.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
Программа обеспечивает достижение следующих личностных,
метапредметных и предметных результатов.
Предметные результаты
1. Формирование первоначальных представлений о единстве и
многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как
основе национального самосознания.
2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой
явление национальной культуры и основное средство человеческого
общения и взаимопонимания, осознание значения русского языка как
государственного языка Российской Федерации, языка межнационального
общения.
3. Первоначальное усвоение главных понятий курса русского языка
(фонетических, лексических, грамматических), представляющих основные
единицы языка и отражающих существенные связи, отношение и функции.
4. Понимание слова как двусторонней единицы языка, как
взаимосвязи значения и звучания слова. Практическое усвоение
заместительной (знаковой) функции языка.
5. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского
и родного литературного языка (орфоэпических, лексических,
грамматических) и правилах речевого этикета. Умение ориентироваться в
целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные
языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.
6. Формирование позитивного отношения к правильной устной и
письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции
человека.

7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение
использовать приобретённые знания для решения познавательных,
практических и коммуникативных задач.
Метапредметные результаты
1. Умение планировать, контролировать и оценивать учебные
действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её
реализации, определять наиболее эффективные способы достижения
результата.
2. Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной
деятельности, находить средства её осуществления.
3. Умение включаться в обсуждение проблем творческого и
поискового характера, усваивать способы их решения.
4. Умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности
и способность конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
5. Освоение начальных
познавательной деятельности.

форм

самонаблюдения

в

процессе

6. Умение создавать и использовать знаково-символические модели
для решения учебных и практических задач.
7. Овладение следующими логическими действиями:
 сравнение;
 анализ;
 синтез;
 классификация и обобщение по родовидовым признакам;
 установление аналогий и причинно-следственных связей;
 построение рассуждений;
 отнесение к известным понятиям.
8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать
возможность существования различных точек зрения и права каждого
иметь свою. Умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку
зрения и оценку событий. Умение активно использовать диалог и монолог
как речевые средства для решения коммуникативных и познавательных
задач.
9. Определение общей цели совместной деятельности и путей её
достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей,
осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное
поведение.

10. Готовность конструктивно разрешать конфликты с учётом
интересов сторон и сотрудничества.
11. Овладение базовыми межпредметными понятиями, отражающими
существенные связи и отношения между объектами или процессами.
Личностные результаты
1. Формирование основ российской гражданской идентичности,
чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России,
осознание своей этнической и национальной принадлежности.
Формирование ценностей многонационального российского общества,
становление
гуманистических
и
демократических
ценностных
ориентаций.
2. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие
мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла
учения.
3. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои
поступки на основе представлений о нравственных нормах.
4. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других
людей. Понимание значимости позитивного стиля общения, основанного
на миролюбии, терпении, сдержанности и доброжелательности.
5. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
6. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в
разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и
находить выходы из спорных ситуаций.
Содержание учебного курса
6. Лексическая и грамматическая работа:
 обогащение словарного запаса детей; наблюдение над
многозначными словами в речи;
 употребление
новых слов в собственной речи
(конструирование словосочетаний и предложений).
7. Развитие связной речи:
 ответы на вопросы, участие в диалоге;
 подробный пересказ текста по зрительной опоре;
 составление рассказа-описания, рассказа по сюжетной
картинке, по серии картинок;
8. Развитие звуковой культуры речи и фонематического слуха:

знакомство с органами артикуляции, способами
произнесения звука, его условным обозначением;
 знакомство с классификацией звуков: согласные и гласные
звуки; твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные;
 выделение звука в начале, конце и середине слова,
определение положения звука в слове;
 выделение в слове гласных звуков, согласных звуков,
твердых, мягких, звонких, глухих согласных;
 «чтение» и составление слогов и слов с помощью условных
звуковых обозначений.
9. Обучение звукослоговому анализу:
 звуковой анализ состава слогов и слов;
 дифференциация понятий «звук» и «буква»;
 соотнесение букв и звуков.
10.Работа по развитию мелкой моторики руки (штриховка, обведение
по контуру).


Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
Учебная
дисциплина

Программа, кем

Кол – во часов

Базовый учебник

Методическое обеспечение

3. Бунеев Р. Н.
Наши прописи.
Тетрадь для
дошкольников 5 –
6 лет: в 2-х ч. Ч. 1
и 2. / Р. Н. Бунеев,
Е. В. Бунеева, О.
В. Пронина. – М.:
Баласс;
Издательство
Школьный дом,
2013.

3. Кислова Т. Р. «По дороге к
Азбуке». Методические
рекомендации для педагогов,
логопедов и родителей к частям 3 и
4 / Т. Р. Кислова; под науч. ред. Р.
Н. Бунеева, Е. В. Бунеевой. – Изд.
4-е, испр. – М.: Баласс, 2013.
4. Серия «Развитие речи» - серии
сюжетных картинок для
составления устных рассказов;
звери и их детёныши, схемы для
составления устных рассказов;
серии сюжетных картинок иллюстраций к сказкам для
обучения пересказу; наглядные
материалы по темам «Предлоги»,
«Предложения»; наглядный и
раздаточный материал к пособию –

рекомендована и в неделю, общее
когда

количество
часов

По дороге к
Азбуке

Программа
«Детский сад
2100»
рассматривает
психологопедагогические и
методические
аспекты развития
и воспитания
детей
дошкольного
возраста от 3 до 6
лет и является
одним из
структурных
компонентов

2/56

Образовательной
системы «Школа
2100». Программа
рекомендована
Российской
академией
образования.

картинки для составления
описательных рассказов и карточки
для артикуляционной гимнастики;
карточки для звукового и
слогового анализа.

№
п/п

Учебно-тематический план
Тема занятия
Количество
Виды учебной
часов
деятельности учащихся
при проведении занятий

1
2
3
4

Звуки и буквы. Слова.
Слова. Звуки. Звук [а], буква А.
Звук [о], буква О.
Звук [э], буква Э.

1
1
1
1

5
6
7

1
1
1

10

Звук [и], буква И.
Звук [ы], буква ы.
Дифференциация звуков [и] [ы].
Звук [у], буква У.
Звук [у], буква У. Гласные
звуки и буквы.
Звук [м], буква М.

11

Звук [м,], буква М.

1

12
13

Звук [н], буква Н.
Звук [н,], буква Н.

1
1

14
15

Звук [п], буквы П, Н.
Звук [п,], буквы П, Н, М.

1
1

16

Гласные звуки и буквы (А, О,
У, И, Э). Согласные звуки и
буквы (М, Н, П).
Звуки [т] и [т,]. Буквы Т.
Звук [к], буквы К, Т. Слоги с
буквами К, Т.
Звук [к,], буквы К, Т. Слоги с
буквами К, Т.
Звук [х], буква Х.
Звук [х,], буква Х.

1

8
9

17
18
19
20
21

1
1
1

1
1
1
1
1

41

Беседа.
Занятие-игра.
Занятие-игра.
Интегрированное
занятие.
Занятие-игра.
Занятие-игра.
Интегрированное
занятие.
Занятие-игра.
Занятие-игра.
Интегрированное
занятие.
Интегрированное
занятие.
Занятие-игра
Интегрированное
занятие.
Занятие-игра.
Интегрированное
занятие.
Интегрированное
занятие.
Занятие-игра.
Интегрированное
занятие.
Интегрированное
занятие.
Занятие-игра.
Занятие-игра.

1

Занятие-игра.

23
24

Гласные звуки и буквы (А, О,
У, И, Э). Согласные звуки и
буквы (М, Н, П, К, Т).
Звук [ф], буква Ф.
Звук [ф,], буква Ф.

1
1

25
26

Звук [й,], буквы Й, И.
Звук [й,о], буква Ё.

1
1

27
28

Звук [й,у], буква Ю.
Звук [й,а], буква Я.

1
1

29
30

Звук [й,э], буквы Е, Ё.
Буквы Е, Ё, Ю, Я. Слоги.

1
1

31
32

Звук [л], буква Л.
Звук [л,], буква Л.

1
1

33

1
1
1

Занятие-игра.
Занятие-игра.

36
37
38

Дифференциация звуков [л,] и
[й,]. Буквы Л, й.
Звуки [в] и [в,]. Буква В.
Звуки [в] - [ф], [в,] -[ф,]. Буквы
В, Ф.
Звук [ч,], буква Ч.
Звук [щ,], буква Щ.
Звуки [ч,] и [щ,]. Буквы Ч, Щ.

Занятие-игра.
Интегрированное
занятие.
Занятие-игра.
Интегрированное
занятие.
Занятие-игра.
Интегрированное
занятие.
Занятие-игра.
Интегрированное
занятие.
Занятие-игра.
Интегрированное
занятие.
Занятие-игра.

1
1
1

39
40

Звук [б], буква Б.
Звук [б,], буква Б.

1
1

41
42

Звук [д], буква Д.
Звук [д,], буква Д.

1
1

43
44
45

Звуки [с] и [с,]. Буква С.
Звук [ц], буква Ц.
Звуки [ц], [с]. Буквы Ц, С.

1
1
1

46

Звуки [г] и [г,]. Буква Г.

1

Занятие-игра.
Занятие-игра.
Интегрированное
занятие.
Занятие-игра.
Интегрированное
занятие.
Занятие-игра.
Интегрированное
занятие.
Занятие-игра.
Занятие-игра.
Интегрированное
занятие.
Занятие-игра.

22

34
35

42

1

48
49

Звуки [г] - [к], [г,] -[к,]. Буквы
Г, К.
Звуки [з] и [з,]. Буква З.
Звуки [с] - [з], [с,] -[з,]. Буква З.

50
51

Звук [ш], буква Ш.
Звуки [ш] - [с], [ш] -[щ,].

1
1

52
53

Звук [ж], буква Ж.
Звуки [ж] - [ш] - [з]. Буквы Ж,
Ш, З.
Звуки [р] и [р,]. Буквы Р, Я.
Звуки [р] - [л], [р,] -[л,]. Буквы
Р, Л.
Страна Азбука.

1
1

47

54
55
56

1
1

1
1
1

43

Интегрированное
занятие.
Занятие-игра.
Интегрированное
занятие.
Занятие-игра.
Интегрированное
занятие.
Занятие-игра.
Интегрированное
занятие.
Занятие-игра.
Интегрированное
занятие.
Интегрированное
занятие.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».