ДООП Лего-мастерская

Чурикова
Елена
Борисовна

Подписан: Чурикова Елена Борисовна
DN: ИНН=666003595200, СНИЛС=01872608358, E=soch164@eduekb.ru, C=RU,
S=Свердловская область, O=МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С УГЛУБЛЁННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ
ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ № 164, G=Елена Борисовна, SN=Чурикова,
CN=Чурикова Елена Борисовна
Основание: Я являюсь автором этого документа
Местоположение: место подписания
Дата: 2021.08.31 16:30:47+05'00'
Foxit Reader Версия: 10.1.1

1. Комплекс основных характеристик программы
1.1 Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Лего-мастерская» составлена в соответствии с нормативными документами:
1.Федеральный закон № 273-Ф3 от 29.12.2012 «Об образовании в
Российской Федерации»
2.Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение
Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 № 1726-р).
3.«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию
и организации режима работы образовательных организаций дополнительного
образовании детей». Пост № 41 об утв. СанПиН 2.4.4.3172-14 от 04.07.2014
4.Приказ
Министерства
Просвещения
Российской
Федерации
(Минпросвещения России) от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка
организации
и
осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным общеобразовательным программ».
5. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015г. №
09-3242. «Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
Направленность программы – техническая .
Актуальность программы. Сегодня обществу необходимы социально
активные, самостоятельные и творческие люди, способные к саморазвитию.
Инновационные процессы в системе образования требуют новой
организации системы в целом.
Формирование мотивации развития и обучения дошкольников, а также
творческой познавательной деятельности, – вот главные задачи, которые стоят
сегодня перед педагогом в рамках федеральных государственных
образовательных стандартов. Эти непростые задачи, в первую очередь, требуют
создания особых условий обучения. В связи с этим огромное значение отведено
конструированию.
Одной из разновидностей конструктивной деятельности в детском саду
является создание 3D-моделей из LEGO-конструкторов, которые обеспечивают
сложность и многогранность воплощаемой идеи. Опыт, получаемый ребенком в
ходе конструирования, незаменим в плане формирования умения и навыков
исследовательского поведения. LEGO–конструирование способствует
формированию умению учиться, добиваться результата, получать новые знания
об окружающем мире, закладывает первые предпосылки учебной деятельности.
Уровень освоения программы: базовый.

Адресат программы: обучающиеся 2-4 класса (8-10 лет). Набор
обучающихся в группы приводится без предварительного отбора. Программа
построена с учётом возрастных психофизических особенностей.
Количество обучающихся в группе: 10 человек.
Объём освоения программы: 1 год обучения, из расчёта 2 часа в неделю
и включает в себя 34 учебных недель. Итого 68 часов в год.
Срок реализации программы: 1 год.
Периодичность и продолжительность занятий: 2 раза в неделю по 40
минут.
Форма обучения: очная.
Программа разработана как самостоятельная дисциплина, являющаяся
образовательным компонентом общего среднего образования. Вместе с тем,
выражая общие идеи формализации, она пронизывает содержание многих
других предметов и, следовательно, становится дисциплиной обобщающего,
методологического плана. Основное назначение работы мастерской «Лего»
состоит в выполнении социального заказа современного общества,
направленного на подготовку подрастающего поколения к полноценной работе
в условиях глобальной информатизации всех сторон общественной жизни.
Робототехника является одним из важнейших направлений научно технического прогресса, в котором проблемы механики и новых технологий
соприкасаются с проблемами искусственного интеллекта.
Цель работы мастерской «Лего» заключается в том, чтобы перевести
уровень общения ребят с техникой «на ты», научить ребят грамотно выразить
свою идею, спроектировать ее техническое и программное решение,
реализовать ее в виде модели, способной к функционированию.
Цели работы мастерской:
Главной целью работы мастерской является развитие информационной
культуры, учебно-познавательных и поисково-исследовательских навыков,
развитие интеллекта.
Основные задачи:
•
получить практические навыки конструктивного воображения при
разработке индивидуальных или совместных проектов;
•
проектирование технического, программного решения идеи, и ее
реализации в виде функционирующей модели;
•
развитие умения ориентироваться в пространстве;
•
Умение использовать системы регистрации сигналов датчиков,
понимание принципов обратной связи;
•
Проектирование роботов и программирование их действий;
•
Через создание собственных проектов прослеживать пользу
применения роботов в реальной жизни;
•
Расширение области знаний о профессиях;
•
Умение учеников работать в группах.
2

•
Воспитание самостоятельности, аккуратности и внимательности в
работе.
Содержание и структура работы мастерской «Лего» направлены на
формирование устойчивых представлений о робототехнических устройствах
как едином изделии определенного функционального назначения и с
определенными техническими характеристиками.
Календарный учебный график
Начало
занятий

Окончание
занятий

Каникулы

Кол-во
учебных
недель

Промежуточная
аттестация в сроки

01.10.2021

31.05.2022

30.10.2021-07.11.2021

34 недели

20.05.2022-31.05.2022

29.12.2021-09.01.2022
06.02.2022-14.02.2022
19.03.2022-27.03.2022

Учебно-тематический план
№

Название темы

Количество часов
общее

теория

практика

1

Первые конструкции

7

3

4

2

Первые механизмы

19

9

10

3

Основы
программирования
Конструкции для решения
конкретных задач
Итого:

28

9

19

14

1

13

68

22

46

4

3

Общая характеристика учебного курса
Программа рассчитана на 68 часов и адаптирована под Конструктор
Mindstorms NXT 9797.
Конструктор Лего и программное обеспечение к нему предоставляет
прекрасную возможность учиться ребенку на собственном опыте. Такие знания
вызывают у детей желание двигаться по пути открытий и исследований, а
любой признанный и оцененный успех добавляет уверенности в себе. Обучение
происходит особенно успешно, когда ребенок вовлечен в процесс создания
значимого и осмысленного продукта, который представляет для него интерес.
Важно, что при этом ребенок сам строит свои знания, а учитель лишь
консультирует его.
Актуальность программы заключается в том, что интерес к изучению новых
технологий у подрастающего поколения и у родительской общественности
появляется в настоящее время уже в дошкольном и раннем школьном возрасте.
Поэтому сегодня, выполняя социальный заказ общества, система
дополнительного образования должна решать новую проблему - подготовить
подрастающее поколение к жизни, творческой и будущей профессиональной
деятельности в высокоразвитом информационном обществе.
Программное обеспечение отличается дружественным интерфейсом,
позволяющим ребенку постепенно превращаться из новичка в опытного
пользователя. Каждый урок - новая тема или новый проект. Модели
собираются либо по технологическим картам, либо в силу фантазии детей. По
мере освоения проектов проводятся соревнования роботов, созданных
группами.
В конце года в творческой лаборатории группы демонстрируют
возможности своих роботов.
Можно выделить следующие этапы обучения:
І этап – начальное конструирование и моделирование. Очень полезный этап,
дети действуют согласно своим представлениям, и пусть они «изобретают
велосипед», это их велосипед, и хорошо бы, чтобы каждый его изобрел.
На этом этапе ребята еще мало что знают из возможностей использования
разных методов усовершенствования моделей, они строят так, как их видят.
Задача учителя – показать, что существуют способы, позволяющие сделать
модели, аналогичные детским, но быстрее, мощнее. В каждом ребенке сидит
дух спортсмена, и у него возникает вопрос: «Как сделать, чтобы победила моя
модель?»
Вот здесь можно начинать следующий этап.
ІІ этап – обучение. На этом этапе ребята собирают модели по схемам,
стараются понять принцип соединений, чтобы в последующем использовать. В
схемах представлены очень грамотные решения, которые неплохо бы даже
заучить. Модели получаются одинаковые, но творчество детей позволяет
отойти от стандартных моделей и при создании программ внести изменения,
поэтому соревнования должны сопровождаться обсуждением изменений,
4

внесенных детьми. Дети составляют программы и защищают свои модели.
Повторений в защитах быть не должно.
ІІІ этап – сложное конструирование. Узнав много нового на этапе обучения,
ребята получают возможность применить свои знания и создавать сложные
проекты.
Круг возможностей их моделей очень расширяется. Вот теперь уместны
соревнования и выводы по итогам соревнований – какая модель сильнее и
почему. Насколько механизмы, изобретенные человечеством, облегчают нам
жизнь.
Место учебного курса в учебном плане
Данная программа рассчитана на 68 часов с проведением занятий 2 часа
в неделю, продолжительность занятия 40 минут, наполняемость группы 10
человек. Содержание практических занятий отвечает требованию к
организации внеурочной деятельности, не требует от учащихся
дополнительных знаний. Тематика задач и заданий отражает реальные
познавательные интересы детей, содержит полезную и любопытную
информацию, интересные факты, способные дать простор воображению.
Личностные, метапредметные результаты освоения курса
Личностные образовательные результаты:

широкие познавательные интересы, инициатива и любознательность,
мотивы познания и творчества; готовность и способность к саморазвитию
и реализации творческого потенциала в духовной и предметнопродуктивной деятельности за счет развития их образного,
алгоритмического и логического мышления;

готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению
обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;

интерес к информатике и ИКТ, стремление использовать полученные
знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;

основы информационного мировоззрения – научного взгляда на область
информационных процессов в живой природе, обществе, технике как одну
из важнейших областей современной действительности;

способность увязать учебное содержание с собственным жизненным
опытом и личными смыслами, понять значимость подготовки в области
информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;

готовность к самостоятельным поступкам и действиям, принятию
ответственности за их результаты; готовность к осуществлению
индивидуальной и коллективной информационной деятельности;

способность к избирательному отношению к получаемой информации за
счет умений ее анализа и критичного оценивания; ответственное
отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее
распространения;
5



развитие чувства личной ответственности за качество окружающей
информационной среды;

способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни
за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических
условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Метапредметные образовательные результаты:

уверенная ориентация учащихся в различных предметных областях за счет
осознанного использования при изучении школьных дисциплин таких
общепредметных понятий как «объект», «система», «модель», «алгоритм»,
«исполнитель» и др.;

владение основными общеучебными умениями информационнологического характера: анализ объектов и ситуаций;
синтез как
составление целого из частей и самостоятельное достраивание
недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения,
сериации, классификации объектов; обобщение и сравнение данных;
подведение под понятие, выведение следствий; установление причинноследственных связей; построение логических цепочек рассуждений и т.д.,

владение умениями организации собственной учебной деятельности,
включающими: целеполагание как постановку учебной задачи на основе
соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется установить;
планирование – определение последовательности промежуточных целей с
учетом конечного результата, разбиение задачи на подзадачи, разработка
последовательности и структуры действий, необходимых для достижения
цели при помощи фиксированного набора средств; прогнозирование –
предвосхищение результата; контроль – интерпретация полученного
результата, его соотнесение с имеющимися данными с целью установления
соответствия или несоответствия (обнаружения ошибки); коррекция –
внесение необходимых дополнений и корректив в план действий в случае
обнаружения ошибки; оценка – осознание учащимся того, насколько
качественно им решена учебно-познавательная задача;

владение основными универсальными умениями информационного
характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение
необходимой информации, применение методов информационного поиска;
структурирование и визуализация информации; выбор наиболее
эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных
условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении
проблем творческого и поискового характера;

владение информационным моделированием как основным методом
приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной
формы в пространственно-графическую или знаково-символическую
модель; умение строить разнообразные информационные структуры для
описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы
и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой
6






системы в другую; умение выбирать форму представления информации в
зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и
цели моделирования;
широкий спектр умений и навыков использования средств
информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения,
преобразования и передачи различных видов информации (работа с
текстом, гипретекстом, звуком и графикой в среде соответствующих
редакторов; создание и редактирование расчетных таблиц для
автоматизации расчетов и визуализации числовой информации в среде
табличных процессоров; хранение и обработка информации в базах
данных; поиск, передача и размещение информации в компьютерных
сетях), навыки создания личного информационного пространства;
опыт принятия решений и управления объектами (исполнителями) с
помощью составленных для них алгоритмов (программ);
владение
базовыми
навыками
исследовательской
деятельности,
проведения виртуальных экспериментов; владение способами и методами
освоения новых инструментальных средств;

7

5. Содержание учебного курса
Тема 1. Первые конструкции, 7 часов
Конструктор Mindstorms NXT. Знакомство с набором 9797,
изучение его деталей. Получение представлений о микропроцессорном
блоке NXT, являющимся мозгом конструктора LEGO Mindstorms 9797.
Подготовка конструктора и NXT к дальнейшей работе.
Тема 2. Первые механизмы, 19 часов
Знакомство с электронными компонентами и их использование:
Модуль NXT с батарейным блоком; датчики: ультразвуковой
(датчик расстояния), касания, звука - микрофон, освещенности;
соединительные кабели разной длины для подключения датчиков и
сервоприводов к NXT и USB - кабели для подключения NXT к
компьютеру.
Тема 3. Основы программирования, 30 часов
Составление программ передвижения робота вперед и назад,
который имеет мотор, способный изменять вращение оси машины. Робот
имеет правый и левый моторы, подключенные к портам B и C. Сборка и
программирование робота Mindstorms NXT, который должен двигаться
вперед и поворачивать под прямым углом направо. Определение общих
для всех датчиков параметров, которые надо проверить перед работой и
настроить по заданным параметрам.
Интерфейс
программы,
команды
программы,
палитры
инструментов. Основные компоненты управляющей системы. Цикл в
программе и алгоритме.
Тема 4. Конструкции для решения конкретных задач, 14 часов
Работа в Интернете. Поиск информации о Лего-соревнованиях,
описаниях моделей, технологии сборки и программирования Легороботов. Сборка своих моделей. Анализ умений программирования
робота. Подведение итогов курса – проведение соревнований (турниров),
учебных исследовательских конференций.

8

6. Тематическое планирование с определением основных видов учебной
деятельности
Примерные темы,
раскрывающие
основное содержание
программы, и число
часов, отводимых на
каждую тему
Тема 1. Первые
конструкции (7 часов)

Тема 2.
Первые механизмы

Основное содержание
по темам

Основные детали
конструктора, название
и назначение Lego,
спецификация
конструктора
Цели и задачи курса.
Что такое роботы.
Ролики, фотографии и
мультимедиа. Рассказ о
соревнованиях роботов:
Евробот, фестиваль
мобильных роботов,
олимпиады роботов.
Спортивная
робототехника. В т.ч. бои роботов
(неразрушающие).
Конструкторы и
«самодельные» роботы.
Назначение базовых
конструкций, основные
свойства конструкции
при ее построении.

Знакомимся с набором
Lego Mindstorms NXT
2.0 сборки 9797. Что

Характеристика
деятельности ученика

Аналитическая деятельность:

поиск
закономерностей;
 извлекать
информацию из
различных источников
 делать логические
выводы;

рассматривать
объекты и явления в
виде набора простых
составных частей;

выделять группы
объектов по основным
признакам.
Практическая
деятельность:
 приводить примеры
из жизни;
 создавать
типовые
соединения
деталей
конструктора;
 планировать работу
по
конструированию
простых самодельных
роботов;
Аналитическая деятельность:
9

(19 часов)

необходимо знать перед
началом работы с NXT.
Датчики конструкторов
LEGO на базе
компьютера NXT
(Презентация),
аппаратный и
программный состав
конструкторов LEGO на
базе компьютера NXT
(Презентация),
сервомотор NXT.
Сборка и модернизация
первых конструкций.
Назначение простых
механизмов, их
разновидности

Тема 3. Основы
программирования (28
часов)

Изучение
программного
обеспечения,
изучение среды
программирования,
управления. Краткое
изучение
программного
обеспечения,
изучение среды
программирования и

знать
основные
составные части робота;
поиск
закономерностей;
делать
логические
выводы;

рассматривать
объекты и явления в
виде набора простых
составных частей;

выделять группы
объектов по основным
признакам.
Практическая деятельность:
 конструировать

модели
роботов,
используя
готовые
инструкции;
 разрабатывать
собственные
модели
роботов.
 проводить монтажные
работы, наладку узлов и
механизмов;
 собирать
робота,
используя
различные
датчики

программировать
робота
Аналитическая деятельность:

поиск
закономерностей;

делать логические
выводы;

рассматривать
объекты и явления в
виде набора простых
составных частей;
10

управления.
Загружаем готовые
программы
управления роботом,
тестируем их,
выявляем сильные и
слабые стороны
программ, а также
регулируем
параметры, при
которых программы
работают без ошибок.

Тема 4. Конструкции
для решения
конкретных задач (14
часов)

Разработка программ
и конструирование
новых моделей
роботов для
выполнения
поставленных задач.


выделять группы
объектов по основным
признакам.
 Составлять
алгоритмы обработки
информации
 ставить задачу и
видеть пути её
решения;
Практическая деятельность:
 описывать
последовательность
действий решения задачи.
 составлять
и
тестировать программы.
Аналитическая деятельность:
 планировать
использование блоков
программы для решения
поставленной задачи;
 определять
последовательность
блоков программы;
 делать логические выводы;
 планировать
результаты работы.
Практическая деятельность:
 разрабатывать
и
реализовывать проект;
 разработка программ;
 конструирование
моделей.
11

7. Перечень учебно-методического и материально-технического
обеспечения
Литература для учащихся
1. Чехлова А. В., Якушкин П. А.«Конструкторы LEGO DAKTA в курсе
информационных технологий. Введение в робототехнику». - М.: ИНТ,
2001 г.
2. Филиппов С.А. «Робототехника для детей и родителей» - «Наука»
2010г.
Литература для учителя
1. Тришина С. В. Информационная компетентность как педагогическая
категория [Электронный ресурс]. ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ «ЭЙДОС» –
www.eidos.ru .
2. Поташник М.М. Управление профессиональным ростом учителя в
современной школе.– М., 2009
3. Концепция
модернизации
российского
образования
http://www.ug.ru/02.31/t45.htm
4. «Новые информационные технологии для образования». Институт
ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании.
Издательство « Москва». 2000 г
Интернет - ресурсы
1. http://lego.rkc-74.ru/
2. http://www.9151394.ru/projects/lego/lego6/beliovskaya/
3. http://www.lego.com/education/
4. http://www.wroboto.org/
5. http://learning.9151394.ru
6. http://www.roboclub.ru/
7. http://robosport.ru/
8. http://www.prorobot.ru/
Аппаратные средства
1.
2.

3.

4.

Конструкторы Mindstorms NXT (9797).
Персональный компьютер – универсальное устройство обработки
информации; основная конфигурация современного компьютера
обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности.
Проектор, подсоединяемый к компьютеру (видеомагнитофону);
технологический элемент новой грамотности – радикально повышает:
уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся
представлять результаты своей работы всему классу, эффективность
организационных и административных выступлений.
Интерактивная доска – повышает уровень наглядности в работе учителя и
ученика; качественно изменяет методику ведения отдельных уроков.
12

5.
6.

7.
8.

1.
2.
3.
4.
5.
6.

Принтер – позволяет фиксировать информацию на бумаге.
Телекоммуникационный блок, устройства, обеспечивающие подключение
к сети – обеспечивает работу локальной сети, даёт доступ к российским и
мировым информационным ресурсам, позволяет вести электронную
переписку.
Устройства вывода звуковой информации – аудиоколонки.
Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования
экранными объектами – клавиатура и мышь.
Программные средства
Операционная система.
Файловый менеджер.
Антивирусная программа.
Программа-архиватор.
Программа Lego Mindstorms Education NXT
Браузер.

13


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».