Чурикова Елена Борисовна Подписан: Чурикова Елена Борисовна DN: ИНН=666003595200, СНИЛС=01872608358, E=soch164@eduekb.ru, C=RU, S=Свердловская область, O=МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С УГЛУБЛЁННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ № 164, G=Елена Борисовна, SN=Чурикова, CN=Чурикова Елена Борисовна Основание: Я являюсь автором этого документа Местоположение: место подписания Дата: 2021.08.31 16:31:48+05'00' Foxit Reader Версия: 10.1.1 1. Комплекс основных характеристик программы 1.1 Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Лего-конструировнаие» составлена в соответствии с нормативными документами: 1.Федеральный закон № 273-Ф3 от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» 2.Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 № 1726-р). 3.«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образовании детей». Пост № 41 об утв. СанПиН 2.4.4.3172-14 от 04.07.2014 4.Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации (Минпросвещения России) от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программ». 5. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015г. № 09-3242. «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)». Направленность программы - социально-педагогическая. Актуальность программы. Конструирование теснейшим образом связано с чувственным и интеллектуальным развитием ребенка. Особое значение оно имеет для совершенствования остроты зрения, точности цветовосприятия, тактильных качеств, развития мелкой мускулатуры кистей рук, восприятия формы и размеров объекта, пространства. Дети пробуют установить, на что похож предмет и чем он отличается от других; овладевают умением соизмерять ширину, длину, высоту предметов; начинают решать конструктивные задачи «на глаз»; развивают образное мышление; учатся представлять предметы в различных пространственных положениях, мысленно менять их взаимное расположение. В процессе занятий идет работа над развитием интеллекта воображения, мелкой моторики, творческих задатков, развитие диалогической и монологической речи, расширение словарного запаса. Особое внимание уделяется развитию логического и пространственного мышления. Ученики учатся работать с предложенными инструкциями, формируются умения сотрудничать с партнером, работать в коллективе. Уровень освоения программы: базовый. Адресат программы: обучающиеся 1 класса (7-8 лет). Набор обучающихся в группы приводится без предварительного отбора. Программа построена с учётом возрастных психофизических особенностей. Количество обучающихся в группе: 10 человек. Объём освоения программы: 1 год обучения, из расчёта 2 часа в неделю и включает в себя 34 учебных недель. Итого 68 часов в год. Срок реализации программы: 1 год. Периодичность и продолжительность занятий: 2 раза в неделю по 40 минут. Форма обучения: очная. Жизнь современных детей протекает в быстро меняющемся мире, который предъявляет серьезные требования к ним. Как добиться того, чтобы дети знания, полученные в школе, помогали детям в жизни. Одним из вариантов помощи являются междисциплинарные занятия, где дети комплексно используют свои знания. Материал по курсу «Легоконструирование» строится так, что требуются знания практически из всех учебных дисциплин от искусств и истории до математики и естественных наук. Межпредметные занятия опираются на естественный интерес к разработке и постройке различных механизмов. Разнообразие конструкторов Лего позволяет заниматься с учащимися разного возраста. Дети с удовольствием посещают занятия, участвуют и побеждают в различных конкурсах. Конструирование теснейшим образом связано с чувственным и интеллектуальным развитием ребенка. Особое значение оно имеет для совершенствования остроты зрения, точности цветовосприятия, тактильных качеств, развития мелкой мускулатуры кистей рук, восприятия формы и размеров объекта, пространства. Дети пробуют установить, на что похож предмет и чем он отличается от других; овладевают умением соизмерять ширину, длину, высоту предметов; начинают решать конструктивные задачи «на глаз»; развивают образное мышление; учатся представлять предметы в различных пространственных положениях, мысленно менять их взаимное расположение. В процессе занятий идет работа над развитием интеллекта воображения, мелкой моторики, творческих задатков, развитие диалогической и монологической речи, расширение словарного запаса. Особое внимание уделяется развитию логического и пространственного мышления. Ученики учатся работать с предложенными инструкциями, формируются умения сотрудничать с партнером, работать в коллективе. Различают три основных вида конструирования: по образцу, по условиям и по замыслу. Конструирование по образцу — когда есть готовая модель того, что нужно построить (например, изображение или схема). При конструировании по условиям — образца нет, задаются только условия, которым постройка должна соответствовать (например, домик для собачки должен быть маленьким, а для лошадки — большим). Конструирование по замыслу предполагает, что ребенок сам, без каких-либо внешних ограничений, создаст образ будущего сооружения и воплотит его в материале, который имеется в его распоряжении. Этот тип конструирования лучше остальных развивает творческие способности. Общая характеристика курса. В основе курса лежит целостный образ окружающего мира, который преломляется через результат деятельности учащихся. Конструирование как учебный предмет является комплексным и интегративным по своей сути, он предполагает реальные взаимосвязи практически со всеми предметами начальной школы. Занятия по ЛЕГО-конструированию главным образом направлены на развитие изобразительных, словесных, конструкторских способностей. Все эти направления тесно связаны, и один вид творчества не исключает развитие другого, а вносит разнообразие в творческую деятельность. Каждый ребенок, участвующий в работе по выполнению предложенного задания, высказывает свое отношение к выполненной работе, рассказывает о ходе выполнения задания, о назначении выполненного проекта. Тематический подход объединяет в одно целое задания из разных областей. Работая над тематической моделью, ученики не только пользуются знаниями, полученными на уроках математики, окружающего мира, изобразительного искусства, но и углубляют их: Математика – понятие пространства, изображение объемных фигур, выполнение расчетов и построение моделей, построение форм с учётом основ геометрии, работа с геометрическими фигурами; Окружающий мир - изучение построек, природных сообществ; рассмотрение и анализ природных форм и конструкций; изучение природы как источника сырья с учётом экологических проблем, деятельности человека как создателя материально-культурной среды обитания. Родной язык – развитие устной речи в процессе анализа заданий и обсуждения результатов практической деятельности (описание конструкции изделия, материалов; повествование о ходе действий и построении плана деятельности; построение логически связных высказываний в рассуждениях, обоснованиях, формулировании выводов). Изобразительное искусство - использование художественных средств, моделирование с учетом художественных правил. Цель курса: является саморазвитие и развитие личности каждого ребёнка в процессе освоения мира через его собственную творческую предметную деятельность. Задачи курса: 1. Ознакомление с основными принципами механики; 2. Формирование мотивации успеха и достижений, творческой самореализации на основе организации предметно-преобразующей деятельности; 3.Формирование внутреннего плана деятельности на основе поэтапной отработки предметно-преобразовательных действий; 4.Формирование умения искать и преобразовывать необходимую информацию на основе различных информационных технологий (графических - текст, рисунок, схема; информационно-коммуникативных); 5. Развитие регулятивной структуры деятельности, включающей целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения практических задач), прогнозирование (предвосхищение будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку; 6. Развитие умения излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений. 7.Развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности (умения работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности, развитие навыков межличностного общения и коллективного творчества) 8. Развитие индивидуальных способностей ребенка; 9. Развитие речи детей; 10. Повышение интереса к учебным предметам посредством конструктора ЛЕГО. Календарный учебный график Начало занятий Окончание занятий Каникулы Кол-во учебных недель Промежуточная аттестация в сроки 01.10.2021 31.05.2022 30.10.2021-07.11.2021 29.12.2021-09.01.2022 06.02.2022-14.02.2022 19.03.2022-27.03.2022 34 недели 20.05.2022-31.05.2022 № Название раздела и темы Учебный план Количество часов Форма Всего Теория Практика контроля/аттестация Знакомство с ЛЕГО – конструктором. Знакомство с ЛЕГО – деталями. Узоры. Баланс конструкций . Виды крепежа. Я хочу построить. Устойчивость ЛЕГОмоделей. Что нас окружает Квартира моей семьи. 2 2 2 2 2 2 Падающие башни. Сказ башни, дворцы. Наш городской дом. 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 11 Подвешивание предметов.Строим конструкции. Стены зданий. Какие бывают животные. Дикие животные. Наши домашние животные. Любимые игрушки. Конструирование собственной модели Готовимся к новому году. Новогодние игрушки Зимний узор. Мозаика. 2 2 12 Наш двор. 2 2 13 Наша школа 2 2 14 Наша школа Школа будущего Наша улица Закрепление ППД Какой бывает транспорт. Пассажирский транспорт. Специальный транспорт Улица полна неожиданностей. Закрепление ППД 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 15 16 17 18 Наблюдение, олимпиады, викторины. Проведение открытого занятия для родителей. 19 Машины будущего 2 2 20 2 2 21 Весенний букет. Мозаика. Подарок маме. Наш любимый город. 2 2 22 Я хочу построить… 2 2 23 2 2 24 Спорт и его значение в жизни человека Воздушный транспорт. 2 2 25 Военный парад. 2 2 26 Полеты в космос 2 2 27 2 2 28 Корабли осваивают вселенную Насекомые. 2 2 29 Динозавры. 2 2 30 По дорогам сказок. 2 2 31 LEGO- театр. 2 2 32 Гармония жилья и природы. Фантазируй! Итоговый урок. 2 2 Итого: 68ч. Методическая основа курса – деятельностный подход, т.е. организация максимально продуктивной творческой деятельности детей Деятельность учащихся первоначально имеет, главным образом, индивидуальный характер. Но постепенно увеличивается доля коллективных работ, особенно творческих, обобщающего характера – проектов. Для успешного продвижения ребёнка в его развитии важна как оценка качества его деятельности на занятии, так и оценка, отражающая его творческие поиски. Оцениваются освоенные предметные знания и умения, а также универсальные учебные действия. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса Личностными результатами изучения курса «Легоконструирование» является формирование следующих умений: • оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие; • называть и объяснять свои чувства и ощущения, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей; •самостоятельно и творчески реализовывать собственные замыслы Метапредметными результатами изучения курса «Легоконструирование» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД): Познавательные УУД: •определять, различать и называть детали конструктора, •конструировать по условиям, заданным взрослым, по образцу, по чертежу, по заданной схеме и самостоятельно строить схему. •ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного. • перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса, сравнивать и группировать предметы и их образы; Регулятивные УУД: •уметь работать по предложенным инструкциям. •умение излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений. •определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя; Коммуникативные УУД: • уметь работать в паре и в коллективе; уметь рассказывать о постройке. • уметь работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности. Предметными результатами изучения курса «Легоконструирование» курса является формирование следующих знаний и умений: Учащиеся должны научиться: - видам конструкций однодетальные и многодетальные, неподвижным соединениям деталей; - технологической последовательности изготовления несложных конструкций Обучающийся получит возможность научиться: - с помощью учителя анализировать, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности; самостоятельно определять количество деталей в конструкции моделей. - реализовывать творческий замысел. Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы Организация выставки лучших работ. Представлений собственных моделей. Тематическое планирование УУД № Тема 1-2 Знакомство с ЛЕГО – конструктором. Знакомство с ЛЕГО – деталями. Узоры. Баланс конструкций . Виды крепежа. 3-4 Я хочу построить. Устойчивость ЛЕГОмоделей. Что нас окружает 5-6 Квартира моей семьи. 7-8 Падающие башни. Сказ башни, дворцы. •определять, различать и называть детали конструктора •уметь работать по предложенным инструкциям. •ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного. •уметь работать по предложенным инструкциям. •определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя; • уметь работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности. •самостоятельно и творчески реализовывать собственные замыслы •определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя; • уметь работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности. •уметь работать по предложенным инструкциям. •ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного. •определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя; •умение излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений. • уметь работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности. Содержание деятельности Составление узора по собственному замыслу. История ЛЕГО. Конструирование модели птицы Конструирование пирамиды. Конструирование собственной модели Создание пространства жилого помещения квартиры Конструирование башни 9-10 Наш городской дом. 11-12 Подвешивание предметов.Строим конструкции. Стены зданий. 13-14 Какие бывают животные. Дикие животные. 15-16 Наши домашние животные. 17-18 Любимые игрушки. Конструирование собственной модели •уметь работать по предложенным инструкциям. •определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя; •умение излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений. •уметь работать по предложенным инструкциям. •ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного. • уметь работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности. •ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного. •умение излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений. • уметь работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности. •самостоятельно и творчески реализовывать собственные замыслы •умение излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений. •определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя; •умение излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать Конструирование многоэтажного дома Конструирование подъемного крана. Конструирование модели животного Конструирование модели животного Создание идеальной игрушки. Придумать историю по своей модели, композиции. Выставкапрезентация 19-20 21-22 Готовимся к новому году. Новогодние игрушки Зимний узор. Мозаика. 23-24 Наш двор. 25-26 Наша школа 27-28 Наша школа Школа будущего 29=30 Наша улица Закрепление ППД свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений. •самостоятельно и творчески реализовывать собственные замыслы •самостоятельно и творчески реализовывать собственные замыслы •уметь работать по предложенным инструкциям. •ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного. •умение излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений. •уметь работать по предложенным инструкциям. •определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя; • уметь работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности. •самостоятельно и творчески реализовывать собственные замыслы •умение излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений. •уметь работать по предложенным инструкциям. •определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя; • уметь работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности. Творческая коллективная работа. Проект Создание собственной новогодней игрушки Составление мозаики зимнего узора Моделирование детской площадки Моделирование школы Создание школы будущего. Групповая работа. Придумать историю по своей модели, композиции. Выставкапрезентация Моделирование дорожной ситуации. Закрепление ППД 31-32 Какой бывает транспорт. Пассажирский транспорт. •уметь работать по предложенным инструкциям. •ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного. •умение излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений. •самостоятельно и творчески реализовывать собственные замыслы •ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного. •самостоятельно и творчески реализовывать собственные замыслы •умение излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений. • уметь работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности. •самостоятельно и творчески реализовывать собственные замыслы •умение излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений. •самостоятельно и творчески реализовывать собственные замыслы уметь представлять свою работу 33-34 Специальный транспорт 35-36 Улица полна неожиданностей. Закрепление ППД 37-38 Машины будущего 39-40 Весенний букет. Мозаика. Подарок маме. 41-42 Наш любимый город. •уметь работать по предложенным инструкциям. Моделирование безопасного автобуса Моделирование машины специального транспорта Моделирование дорожной ситуации. Закрепление ППД Моделирование машины будущего Создание весеннего букета. Творческая работа. Создание подарка для мамы Конструирование города. 43-44 Я хочу построить… 45-46 Спорт и его значение в жизни человека 47-48 Воздушный транспорт. 49-50 Военный парад. 51-52 Полеты в космос 53-55 Корабли осваивают вселенную •умение излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений. •ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного. •умение излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений. • уметь работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности. •умение излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений. •ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного. • уметь работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности. •уметь работать по предложенным инструкциям. • уметь работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности. •умение излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений. •самостоятельно и творчески реализовывать собственные замыслы Моделирование города будущего Конструирование спортивной площадки (тренажеров) Конструирование воздушного транспорта Конструирование военной техники Конструирование космической ракеты Создание космического пространства 56-57 Насекомые. 58-59 Динозавры. 60-61 По дорогам сказок. 62-66 LEGO- театр. 67-68 Гармония жилья и природы. Фантазируй! Итоговый урок. • уметь работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности. •умение излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений. •умение излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений. •самостоятельно и творчески реализовывать собственные замыслы • уметь работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности. •самостоятельно и творчески реализовывать собственные замыслы •умение излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений. •самостоятельно и творчески реализовывать собственные замыслы •ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного. •умение излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить Конструирование насекомого. Работа в группах Создание динозавра. Работа в группах. Придумать историю по своей модели, композиции. Выставкапрезентация Конструирование сказочных героев. Индивидуальная работа. Снимаем мультфильм с помощью компьютерной программы. Коллективный проект Создание театра из LEGO-героев. Творческая работа. Придумать историю по своей модели, композиции. Выставкапрезентация Создание пейзажа земли и деревни Творческая самостоятельная работа. Конструирование по собственному замыслу. Придумать историю по своей модели, композиции. Выставкапрезентация ответы на вопросы путем логических рассуждений. 2.Комплекс организационно-педагогических условий. 2.1. Условия реализации программы Материально-техническое обеспечение: - учебный кабинет; - компьютер, мультимедийный проектор (смарт-доски), колонки; - обучающие мультипликационные фильмы; - мультимедийные презентации; - наглядные пособия. 2.2. Формы промежуточной аттестации Аттестация обучающихся проходит в форме: открытого занятия для родителей, подтверждается отзывами родителей. Текущий контроль осуществляется систематически в процессе проведенных занятий, игр, методами наблюдения, бесед, сопоставлений успехов в игровой деятельности. 2.3. Методическое обеспечение На занятиях в зависимости от содержания используются следующие методы обучения: - словесный (рассказ, объяснение, беседа); - объяснительно-иллюстративный (слушание, сравнение, запоминание); - практический (упражнения, дидактические игры, исполнение песенноигрового материала); - наглядный (показ иллюстраций, обучающих мультипликационных фильмов); - репродуктивный (повторение за педагогом (за диктором), стремление к эталону); - творческий (рисунки); - эвристический (участие в открытом занятии для родителей, конкурсах). Образовательная деятельность организована в форме комбинированных занятий, в которых соединены теоретический и практический блок, включат групповую работу, работу в парах, монолог-диалог, контроль качества знаний. Модель учебного занятия представляет собой последовательность этапов в процессе усвоения знаний обучающимися, построенных на смене видов деятельности: восприятие, осмысление, запоминание, применение. Дидактические материалы включают задания, упражнения.