Чурикова Елена Борисовна Подписан: Чурикова Елена Борисовна DN: ИНН=666003595200, СНИЛС=01872608358, E=soch164@eduekb.ru, C=RU, S=Свердловская область, O=МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С УГЛУБЛЁННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ № 164, G=Елена Борисовна, SN=Чурикова, CN=Чурикова Елена Борисовна Основание: Я являюсь автором этого документа Местоположение: место подписания Дата: 2021.08.31 16:29:57+05'00' Foxit Reader Версия: 10.1.1 1. Комплекс основных характеристик программы 1.1 Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Игра на гитаре» составлена в соответствии с нормативными документами: 1.Федеральный закон № 273-Ф3 от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» 2.Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 № 1726р). 3.«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образовании детей». Пост № 41 об утв. СанПиН 2.4.4.317214 от 04.07.2014 4.Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации (Минпросвещения России) от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программ». 5. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015г. № 09-3242. «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)». Направленность программы – художественная. Актуальность программы. Актуальность образовательной программы заключается в том, что в творческом объединении созданы условия для самореализации, самовыражения детей и подростков. Они получают уникальную возможность овладеть инструментом в короткие сроки. Как следствие, становится естественным стремление детей играть на гитаре, сочинять музыку, писать стихи. Дети, уже научившиеся играть, привыкшие петь песни с духовнопатриотическим содержанием, создают вокруг себя эстетическое и нравственное поле притяжения сверстников. Самое главное, что они усиливают проникновение подобных песен в молодежную среду. Уровень освоения программы: базовый. Адресат программы: обучающиеся 1-9 класса (7 – 16 лет). Набор обучающихся в группы приводится без предварительного отбора. Программа построена с учётом возрастных психофизических особенностей. Количество обучающихся в группе: 5 человек. Объём освоения программы: 1 год обучения, из расчёта 2 часа в неделю и включает в себя 34 учебных недель. Итого 68 часов в год. Срок реализации программы: 1 год. Периодичность и продолжительность занятий: 2 раза в неделю по 40 минут. Форма обучения: очная. 2 “Музыкальное воспитание - это не воспитание музыканта, а, прежде всего, воспитание человека”. В.А. Сухомлинский В основу программы «Игра на гитаре» заложено воспитание думающего и чувствующего человека, так как, размышляя о духовном развитии детей и подростков, о нашем духовном возрождении, мы должны понимать, что душу ребенка можно обогатить только с помощью прекрасного, с помощью искусства. Творчество предполагает самостоятельность, независимость, оригинальность мышления, богатство отношений. Творческий человек склонен к нестандартным, оригинальным действиям, он самостоятелен в своих суждениях, имеет свою точку зрения и умеет аргументированно ее отстаивать. Но самое главное, у юного таланта развивается эмоциональная сфера, его чувства, душа. В каждом человеке природой заложено творческое начало, рано или поздно появляется желание его реализовать. По статистике музыка является самым массовым и доступным видом искусства, поэтому многие пробуют свои силы в данном виде творчества. Бесспорным лидером по популярности среди музыкальных инструментов считается гитара. Без её участия трудно представить себе классическую и рок-музыку, джаз и романсы. Она нашла себя в авторской песне. Программа «Игра на гитаре» предусматривает формирование основ и развитие общей музыкальной культуры; знакомство с особенностями жанра авторской песни, культурным наследием прошлого и творчеством современных авторов-исполнителей (бардов); освоение средств, форм и методов творческого выражения; освоение основ гитарного аккомпанемента. Разнообразие форм обучения, приоритетность задач формирования сознания молодого человека как гражданина и патриота, возможность проявления индивидуальности и проживание ситуации успеха, творческая самореализация и социально-значимые направления деятельности- всё это отвечает растущим запросам подростков, увлечённых вхождением в мир искусства, и делает данную программу для них привлекательной. Новизна программы заключается в том, что создаются условия вхождения в мир искусства широкому кругу детей с разными музыкальными данными и способностями. Особое внимание уделяется сохранению эмоционального контакта с педагогом и другими воспитанниками объединения, осознанию чувства солидарности и товарищеской взаимопомощи при выстраивании игры в ансамбле. Чувства одиночества, заброшенности и неприкаянности, связанные с особенностями становления личности подростка отступают, спасая его от скуки, формируя целостную самооценку и способность к 3 установлению, развитию и сохранению позитивных отношений в группе и с другими людьми за её пределами. Для детей с недостаточным развитием музыкальных и физиологических способностей, требования, предусмотренные программой, могут быть скорректированы в соответствии с индивидуальными данными. Педагогическая целесообразность программы в учете особенностей детей подросткового возраста, в разнообразии видов деятельности в условиях Детско-юношеского центра, в дополнительной возможности самоутверждения и самореализации, в том числе и участие в фестивалях и концертной деятельности. Программа не предусматривает профессионального обучения, так как ориентирована на детей с различными музыкальными данными, на всех, кто желает научиться играть на шестиструнной гитаре. Цель программы: Создание условий для развития у детей и подростков сознательного отношения к музыкально-творческой деятельности, воспитание их активными пропагандистами музыкального искусства. Задачи: развивать интерес к музыке; дать начальное представление о музыкальной грамоте; обучить основам и навыкам игры на шестиструнной гитаре; обогатить знания воспитанников в области бардовских, туристских и авторских песен; стимулировать учащихся к созданию собственных песен; формировать у воспитанников коммуникативную, социальную, этическую и гражданскую компетентности. Календарный учебный график Начало занятий Окончание занятий Каникулы Кол-во учебных недель Промежуточная аттестация в сроки 01.10.2021 31.05.2022 30.10.2021-07.11.2021 29.12.2021-09.01.2022 06.02.2022-14.02.2022 19.03.2022-27.03.2022 34 недели 20.05.2022-31.05.2022 № Название раздела и темы 1 Вводное занятие Учебный план Количество часов Форма Всего Теория Практика контроля/аттестация 1 1 - 4 2 3 4 5 Знакомство с музыкальным инструментом Посадка и постановка рук. Аппликатурные обозначения Обучение основам техники игры на шестиструнной гитаре Изучение 3 1 2 3 1 2 21 2 19 8 1 7 20 3 17 6 2 4 4 - 4 Наблюдение, олимпиады, викторины. Проведение открытого занятия для родителей. простых и легких песен Учебнотренировочные задания (упражнения, переборы, аккорды) 7 Расширение музыкального кругозора и формирование музыкальной культуры 8 Репетиции и концертные выступления. Итого: 68ч. 6 Основные направления деятельности Обучение детей игре на музыкальном инструменте ведется в двух главных и взаимосвязанных направлениях. Первое – формирование, развитие и совершенствование техники игры на музыкальном инструменте как необходимого средства для достижения художественного результата. 5 Второе – развитие потребности подростков в выражении своих чувств, мыслей и настроений через собственное сочинение поэтическомузыкального произведения или оригинальное исполнение произведений других авторов. Задача коллектива – овладение навыками игры на инструменте, ознакомление с компонентами музыкального языка, пропаганда бардовских, авторских и других песен, т.е. участие в концертах, расширение репертуара и подготовка необходимых программ. Программа построена на следующих принципах: доступности (с учетом возрастных и психологических особенностей); заинтересованности; наглядности; индивидуальности; комплексности, системности и последовательности; преемственности (овладение новыми знаниями, умениями и навыками возможно только на базе уже усвоенного материала). Отличительные особенности: На начальном этапе дается максимум базовых знаний необходимых для формирования дальнейшего учебного процесса, основное время уделяется практической работе. Программа оказывает не только содействие в обучении игре на гитаре, она помогает полюбить этот инструмент, воспитывает художественный вкус и этику поведения детей не сцене и в жизни. Условия реализации образовательной программы: программа «Игра на гитаре» предусматривает занятия с детьми и подростками с 10 до 16 лет Программа рассчитана на 3 года обучения. Материально-техническое обеспечение: Удобный, хорошо проветриваемый класс. Музыкальные инструменты. Сценическая площадка. Аудио-аппаратура: компьютер, магнитофон. Информационно-методическое обеспечение: Обучающие схемы, таблицы аккордов; Сборники авторских и эстрадных песен; Электронные носители (диски); Интернет-ресурсы: www.ateusclub.ru www.akkords.net www.pesnibardov.ru www.bard.ru 6 Дополнительные формы проведения занятий: репетиции к подготовке выступлений; концертные выступления различного уровня; творческие встречи с различными детскими коллективами; посещение концертов, театров с последующим обсуждением; участие в слетах, сборах, конкурсах, туристических походах. Условия набора: набор детей на первый год обучения проводится по желанию, без предварительного прослушивания. В дальнейшем используется дифференцированный подход при организации занятий. Планируемые результаты Предметные результаты: - совершенствование умений решать стандартные задачи курса и овладение алгоритмами и приемами решения нестандартных задач; - приобретение навыка предварительного решения количественных задач на качественном уровне, графического решения задач; - углубление и расширение знаний в области физики механических, тепловых и электрических процессов; - применение приобретенных знаний при объяснении физических явлений в практической деятельности и повседневной жизни для обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств, электробытовых приборов, электронной техники. Метапредметные результаты: - приобретение и совершенствование навыков самостоятельной работы, работы с различными источниками информации; - овладение умениями планировать учебные действия на основе выдвигаемых гипотез и обоснования полученных результатов; - овладение универсальными способами деятельности на примерах использования метода научного познания при решении практических задач; - формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, при помощи таблиц или графиков, выделять основное из прочитанного. Личностные результаты. - сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; - самостоятельность в приобретении новых знаний и умений; - приобретение умения ставить перед собой познавательные цели, выдвигать гипотезы, конструировать высказывания естественнонаучного характера, доказывать собственную точку зрения; -мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно- ориентированного подхода. Ожидаемые результаты: 7 Обучающиеся должны знать: устройство гитары, разновидности гитар; основные способы звукоизвлечения; аккорды и их буквенные обозначения; правила ТБ и правила поведения в кабинете; Обучающиеся должны уметь: настраивать инструмент; легко ориентироваться в расположении аккордов на грифе гитары; исполнять обязательные произведения бардов-классиков; Обучающиеся должны овладеть: навыками выступлений на сцене; навыками участия и организации концертов разного уровня; способами рефлексии; Критерии и формы оценки усвоения знаний: диагностика; контрольное прослушивание воспитанников; самостоятельная работа; наблюдение. Формы подведения итогов реализации образовательной программы: участие в концертах, творческих смотрах, фестивалях, туристических слётах; демонстрация знаний и умений на открытых занятиях для родителей, педагогов. Тематическое планирование 1 год обучения Количество часов в год Содержание теория практика все го 1. Вводное занятие 1 - 1 2. Знакомство с музыкальным инструментом 1 2 3 3. Посадка и постановка рук. Аппликатурные обозначения 4. Обучение основам техники игры на шестиструнной гитаре 5. Изучение простых и легких песен 1 2 3 2 19 21 1 7 8 8 Учебно-тренировочные задания (упражнения, переборы, аккорды) 7. Расширение музыкального кругозора и формирование музыкальной культуры 8. Репетиции и концертные выступления. 6. Итого: 3 17 20 2 4 6 - 4 4 11 57 68 Тематическое планирование 2 и 3 годов обучения 2 год обучения Содержание теория практи 3год обучения всего теория практика всего ка 1. Вводное занятие 1 - 1 1 - 1 2. Посадка и постановка рук. Аппликатурные обозначения 3. Обучение основам техники игры на шестиструнной гитаре 4. Изучение простых и легких песен Учебнотренировочные 5. задания (упражнения, переборы, аккорды) 6. Расширение музыкального кругозора и формирование музыкальной культуры 7. Обучение игре в ансамбле 1 1 2 - 1 1 1 8 9 1 6 7 2 19 21 2 16 18 1 14 15 2 11 12 2 5 7 1 5 6 1 5 6 3 13 16 9 8. Репетиции и концертные выступления. Итого: - 8 8 - 3 3 13 55 68 10 58 68 10 Содержание образовательной деятельности 1 год обучения 1. Вводное занятие Знакомство с детьми. Инструктаж по технике безопасности и правила поведения в кабинете. 2. Знакомство с музыкальным инструментом Теория: Истории создания шестиструнной гитары. Устройство гитары, её составные части. 3. Посадка и постановка рук. Аппликатурные обозначения Теория: Посадка: положение корпуса, ног, правой и левой руки и их влияние на качество исполнения. Практика: Аппликатурные обозначения и их практическое применение на инструменте. 4. Обучение основам техники игры на гитаре Теория: - функции правой и левой руки, - название струн, - расположение соответствующих ладов, - диапазон инструмента, - изучение условных обозначений. Практика: 1. Освоение инструмента. Приобретение умения элементарного звукоизвлечения. 2. Положение правой руки при исполнении упражнений. 3. Первые упражнения правой рукой. Овладение начальными двигательными и игровыми навыками: - игра ровным звуком; - простые переборы; - свобода исполнительского аппарата; - постепенное подключение большого пальца; - изучение техники боя. 4. Начальная постановка левой руки: - простые аккорды; - чередование басов и аккордов. 5. Игра двумя руками. Контроль над качеством звука. 5. Изучение простых и легких песен Теория: 1. Развитие умения определять характер музыки. 2. Определение по слуху направления мелодии. 3. Накопление простейших музыкальных впечатлений. 4. Понятие о музыкальных жанрах: - знакомство с буквенным обозначением аккордов; - ритмический рисунок пьесы; 11 - отработка несложных динамических изменений; Практика: 1. Начальные умения смены аккордов во время исполнения музыкального произведения. 2. Выразительное исполнение музыкального произведения (в соответствии с индивидуальным планом). 3. Формирование чувства целостности исполняемых песен. 6. Учебно-тренировочные задания Теория: 1. Привыкание к расположению струн с помощью простых упражнений на инструменте. 2. Ознакомление с приемами звукоизвлечения на гитаре. 3. Отработка правильного ритма. Практика: 1.Упражнения для правой руки: - правильное положение правой руки на инструменте. - правильная постановка пальцев. 2. Воспроизведение звучания открытых струн. 3. Упражнения на смену пальцев. 4. Овладение основными переборами; 5. Отработка в упражнениях техники простого боя. 7. Расширение музыкального кругозора и формирование музыкальной культуры Теория: Беседы об особенностях музыкально-выразительных средств инструментальных произведений. Практика: Посещение фестивалей и конкурсов, концертов. Формирование культуры восприятия, умения грамотно оценивать исполнение музыкальных произведений. 8. Репетиции и концертные выступления Теория: Понятия о сценическом поведении на концертах, конкурсах, фестивалях. Практика: Сольные выступления на мероприятиях разного уровня, в том числе и районных. Примерный репертуарный список песен: - «Мельница»; - «Звезда по имени Солнце»; - «Всё пройдет»; - «Осень»; - «Милая моя»; - «Изгиб гитары желтой»; - «Группа крови»; - «Туман» и др. 12 Прогнозируемые результаты После освоения программы воспитанник будет знать: устройство инструмента; строение его ладов; основы правильной посадки и постановки рук; правила записи аккордов, их соотнесение с реальным звучанием инструмента; общие аппликатурные закономерности, основные способы звукоизвлечения и др После освоения программы воспитанник будет уметь: ориентироваться в записи аккомпанемента песен; различать характер музыки в пределах начальной подготовки; играть осмысленно и выразительно простые песни; владеть техническими и исполнительскими навыками, которые определены программой. После изучения программы воспитанник сможет развить: интерес к занятиям музыкой; эмоциональную восприимчивость; усидчивость; внимание; культуру поведения во время занятий. 2 и 3 год обучения 1. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности и правила поведения в кабинете в МБОУ ДОД УДЮЦ. 2. Посадка и постановка рук. Аппликатурные обозначения. Посадка: положение корпуса, ног, правой и левой руки и их влияние на качество исполнения. Аппликатурные обозначения и их практическое применение на инструменте. 3. Обучение основам техники игры на шестиструнной гитаре. - Извлечение звуков. Отработка умения правильно зажимать аккорды. - Основные приёмы игры на гитаре (перебор, щипок, бой) - Тренировочные упражнения для игры на гитаре. 4. Изучение простых и легких песен. - Правильное звукоизвлечение. - Разучивание песен. - работа над текстом (дикция, осмысление смысла песни); - работа над музыкальным оформлением песни, т.е. передача образа, настроения. - Выразительное исполнение музыкального произведения 13 (в соответствии с индивидуальным планом). Формирование чувства целостности исполняемых песен. 5. Учебно-тренировочные задания (упражнения, переборы, аккорды). - Отработка правильного ритма. - Упражнения для правой руки: - правильное положение правой руки на инструменте. - правильная постановка пальцев. - Воспроизведение звучания открытых струн. - Упражнения на смену пальцев. - Овладение основными переборами; - Отработка в упражнениях техники простого боя. 6. Расширение музыкального кругозора и формирование музыкальной культуры. Посещение фестивалей и конкурсов, концертов. Формирование культуры восприятия, умения грамотно оценивать исполнение музыкальных произведений. 7. Обучение игре в ансамбле 8. Репетиции и концертные выступления. - работа над исполнительскими навыками. - умение применять своё исполнительское мастерство и артистизм при исполнении песен на сцене. Понятия о сценическом поведении на концертах, конкурсах, фестивалях. Сольные выступления на мероприятиях разного уровня, в том числе и районных. Прогнозируемые результаты После освоения программы воспитанник будет знать: основы правильной посадки и постановки рук; основные аккорды, их соотнесение с реальным звучанием инструмента; общие аппликатурные закономерности, основные способы звукоизвлечения и др. элементарные понятия музыкальной терминологии После освоения программы воспитанник будет уметь: ориентироваться в записи аккомпанемента песен; различать характер музыки; играть осмысленно и выразительно простые песни; владеть техническими и исполнительскими навыками, которые определены программой; свободно вести себя на профессиональной сцене После изучения программы воспитанник сможет развить: навыки общения в коллективе; навыки игры на гитаре; интерес к занятиям музыкой; эмоциональную восприимчивость; 14 усидчивость; внимание; культуру поведения во время занятий. Диагностика личностного развития ребенка в процессе освоения дополнительной образовательной программы Показатели Методы диагностики Знания, умения, навыки Теоретические знания Наблюдение Владение терминологией Наблюдение Чувство ритма Наблюдение Координация рук Наблюдение Личностные качества Слуховая память Анкетирование Интерес к занятиям в детском объединении Тестирование Творческая активность Наблюдение Поведенческие качества Конфликтность (отношение ребенка к столкновению интересов (спору) в процессе взаимодействия) Тип сотрудничества (отношение ребенка к общим делам детского объединения) Тестирование Наблюдение Личностные достижения обучащегося Участие в мероприятиях школы Динамика участия Участие в районных мероприятиях, конкурсах Наблюдение за результативностью участия Участие в краевых мероприятиях, конкурсах Наблюдение за результативностью участия Система оценок названных поведенческих проявлений: 1 балл - не проявляется, 2 балла - проявляется на среднем уровне, 3 балла - высокий уровень. Комплекс организационно-педагогических условий. 15 2.1. Условия реализации программы Материально-техническое обеспечение: - учебный кабинет; - компьютер, мультимедийный проектор (смарт-доски), колонки; - обучающие мультипликационные фильмы; - мультимедийные презентации; - наглядные пособия. 2.2. Формы промежуточной аттестации Аттестация обучающихся проходит в форме: открытого занятия для родителей, подтверждается отзывами родителей. Текущий контроль осуществляется систематически в процессе проведенных занятий, игр, методами наблюдения, бесед, сопоставлений результатов успехов в игровой деятельности. 2.3. Методическое обеспечение На занятиях в зависимости от содержания используются следующие методы обучения: - словесный (рассказ, объяснение, беседа); - объяснительно-иллюстративный (слушание, сравнение, запоминание); - практический (упражнения, дидактические игры, исполнение песенноигрового материала); - наглядный (показ иллюстраций, обучающих мультипликационных фильмов); - репродуктивный (повторение за педагогом (за диктором), стремление к эталону); - творческий (рисунки); - эвристический (участие в открытом занятии для родителей, конкурсах). Образовательная деятельность организована в форме комбинированных занятий, в которых соединены теоретический и практический блок, включат групповую работу, работу в парах, монолог-диалог, контроль качества знаний. Модель учебного занятия представляет собой последовательность этапов в процессе усвоения знаний обучающимися, построенных на смене видов деятельности: восприятие, осмысление, запоминание, применение. Дидактические материалы включают задания, упражнения. 16