ДООП Игра на гитаре

Чурикова
Елена
Борисовна

Подписан: Чурикова Елена Борисовна
DN: ИНН=666003595200, СНИЛС=01872608358,
E=soch164@eduekb.ru, C=RU, S=Свердловская
область, O=МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
С УГЛУБЛЁННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ
ПРЕДМЕТОВ № 164, G=Елена Борисовна,
SN=Чурикова, CN=Чурикова Елена Борисовна
Основание: Я являюсь автором этого
документа
Местоположение: место подписания
Дата: 2021.08.31 16:29:57+05'00'
Foxit Reader Версия: 10.1.1

1. Комплекс основных характеристик программы
1.1 Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Игра на гитаре» составлена в соответствии с нормативными документами:
1.Федеральный закон № 273-Ф3 от 29.12.2012 «Об образовании в
Российской Федерации»
2.Концепция
развития дополнительного
образования
детей
(Распоряжение Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 № 1726р).
3.«Санитарно-эпидемиологические
требования
к
устройству,
содержанию и организации режима работы образовательных организаций
дополнительного образовании детей». Пост № 41 об утв. СанПиН 2.4.4.317214 от 04.07.2014
4.Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации
(Минпросвещения России) от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программ».
5. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015г.
№ 09-3242. «Методические рекомендации по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы)».
Направленность программы – художественная.
Актуальность программы. Актуальность образовательной программы
заключается в том, что в творческом объединении созданы условия для
самореализации, самовыражения детей и подростков. Они получают
уникальную возможность овладеть инструментом в короткие сроки. Как
следствие, становится естественным стремление детей играть на гитаре,
сочинять музыку, писать стихи.
Дети, уже научившиеся играть, привыкшие петь песни с духовнопатриотическим содержанием, создают вокруг себя эстетическое и
нравственное поле притяжения сверстников. Самое главное, что они
усиливают проникновение подобных песен в молодежную среду.
Уровень освоения программы: базовый.
Адресат программы: обучающиеся 1-9 класса (7 – 16 лет). Набор
обучающихся в группы приводится без предварительного отбора. Программа
построена с учётом возрастных психофизических особенностей.
Количество обучающихся в группе: 5 человек.
Объём освоения программы: 1 год обучения, из расчёта 2 часа в
неделю и включает в себя 34 учебных недель. Итого 68 часов в год.
Срок реализации программы: 1 год.
Периодичность и продолжительность занятий: 2 раза в неделю по
40 минут.
Форма обучения: очная.
2

“Музыкальное воспитание - это не
воспитание музыканта, а, прежде
всего, воспитание человека”.
В.А.
Сухомлинский
В основу программы «Игра на гитаре» заложено воспитание
думающего и чувствующего человека, так как, размышляя о духовном
развитии детей и подростков, о нашем духовном возрождении, мы должны
понимать, что душу ребенка можно обогатить только с помощью
прекрасного, с помощью искусства.
Творчество предполагает самостоятельность, независимость,
оригинальность мышления, богатство отношений. Творческий человек
склонен к нестандартным, оригинальным действиям, он самостоятелен в
своих суждениях, имеет свою точку зрения и умеет аргументированно ее
отстаивать. Но самое главное, у юного таланта развивается эмоциональная
сфера, его чувства, душа.
В каждом человеке природой заложено творческое начало, рано или
поздно появляется желание его реализовать. По статистике музыка является
самым массовым и доступным видом искусства, поэтому многие пробуют
свои силы в данном виде творчества. Бесспорным лидером по популярности
среди музыкальных инструментов считается гитара. Без её участия трудно
представить себе классическую и рок-музыку, джаз и романсы. Она нашла
себя в авторской песне.
Программа «Игра на гитаре» предусматривает формирование основ и
развитие общей музыкальной культуры; знакомство с особенностями жанра
авторской песни, культурным наследием прошлого и творчеством
современных авторов-исполнителей (бардов); освоение средств, форм и
методов творческого
выражения; освоение основ гитарного
аккомпанемента. Разнообразие форм обучения, приоритетность задач
формирования сознания молодого человека как гражданина и патриота,
возможность проявления индивидуальности и проживание ситуации
успеха, творческая самореализация и социально-значимые направления
деятельности- всё это отвечает растущим запросам подростков, увлечённых
вхождением в мир искусства, и делает данную программу для них
привлекательной.
Новизна программы заключается в том, что создаются условия вхождения
в мир искусства широкому кругу детей с разными музыкальными данными
и способностями. Особое внимание уделяется сохранению эмоционального
контакта с педагогом и другими воспитанниками объединения, осознанию
чувства солидарности и товарищеской взаимопомощи при выстраивании
игры в ансамбле. Чувства одиночества, заброшенности и неприкаянности,
связанные с особенностями становления личности подростка отступают,
спасая его от скуки, формируя целостную самооценку и способность к
3

установлению, развитию и сохранению позитивных отношений в группе и
с другими людьми за её пределами. Для детей с недостаточным развитием
музыкальных
и
физиологических
способностей,
требования,
предусмотренные программой, могут быть скорректированы в соответствии
с индивидуальными данными.
Педагогическая целесообразность программы в учете особенностей
детей подросткового возраста, в разнообразии видов деятельности в
условиях Детско-юношеского центра, в дополнительной возможности
самоутверждения и самореализации, в том числе и участие в фестивалях и
концертной
деятельности.
Программа
не
предусматривает
профессионального обучения, так как ориентирована на детей с различными
музыкальными данными, на всех, кто желает научиться играть на
шестиструнной гитаре.
Цель программы:
Создание условий для развития у детей и подростков сознательного
отношения к музыкально-творческой деятельности, воспитание их
активными пропагандистами музыкального искусства.
Задачи:
 развивать интерес к музыке;
 дать начальное представление о музыкальной грамоте;
 обучить основам и навыкам игры на шестиструнной гитаре;
 обогатить знания воспитанников в области бардовских, туристских и
авторских песен;
 стимулировать учащихся к созданию собственных песен;
 формировать у воспитанников коммуникативную, социальную,
этическую и гражданскую компетентности.
Календарный учебный график
Начало
занятий

Окончание
занятий

Каникулы

Кол-во
учебных
недель

Промежуточная
аттестация в сроки

01.10.2021

31.05.2022

30.10.2021-07.11.2021
29.12.2021-09.01.2022
06.02.2022-14.02.2022
19.03.2022-27.03.2022

34 недели

20.05.2022-31.05.2022

№

Название раздела
и темы

1

Вводное занятие

Учебный план
Количество часов
Форма
Всего Теория Практика контроля/аттестация
1

1

-

4

2

3

4

5

Знакомство с
музыкальным
инструментом
Посадка и
постановка рук.
Аппликатурные
обозначения
Обучение
основам техники
игры на
шестиструнной
гитаре
Изучение

3

1

2

3

1

2

21

2

19

8

1

7

20

3

17

6

2

4

4

-

4

Наблюдение,
олимпиады,
викторины.
Проведение
открытого занятия
для родителей.

простых и легких
песен
Учебнотренировочные
задания
(упражнения,
переборы,
аккорды)
7
Расширение
музыкального
кругозора и
формирование
музыкальной
культуры
8
Репетиции и
концертные
выступления.
Итого: 68ч.
6

Основные направления деятельности
Обучение детей игре на музыкальном инструменте ведется в двух главных
и взаимосвязанных направлениях.
Первое – формирование, развитие и совершенствование техники игры
на музыкальном инструменте как необходимого средства для достижения
художественного результата.
5

Второе – развитие потребности подростков в выражении своих
чувств, мыслей и настроений через собственное сочинение поэтическомузыкального произведения или оригинальное исполнение произведений
других авторов.
Задача коллектива – овладение навыками игры на инструменте,
ознакомление с компонентами музыкального языка, пропаганда
бардовских, авторских и других песен, т.е. участие в концертах, расширение
репертуара и подготовка необходимых программ.
Программа построена на следующих принципах:
 доступности (с учетом возрастных и психологических
особенностей);
 заинтересованности;
 наглядности;
 индивидуальности;
 комплексности, системности и последовательности;
 преемственности (овладение новыми знаниями, умениями и
навыками возможно только на базе уже усвоенного материала).
Отличительные особенности:
На начальном этапе дается максимум базовых знаний необходимых для
формирования дальнейшего учебного процесса, основное время
уделяется практической работе. Программа оказывает не только
содействие в обучении игре на гитаре, она помогает полюбить этот
инструмент, воспитывает художественный вкус и этику поведения
детей не сцене и в жизни.
Условия реализации образовательной программы:
программа «Игра на гитаре» предусматривает занятия с детьми и
подростками с 10 до 16 лет
Программа рассчитана на 3 года обучения.
Материально-техническое обеспечение:
 Удобный, хорошо проветриваемый класс.
 Музыкальные инструменты.
 Сценическая площадка.
 Аудио-аппаратура: компьютер, магнитофон.
Информационно-методическое обеспечение:
 Обучающие схемы, таблицы аккордов;
 Сборники авторских и эстрадных песен;
 Электронные носители (диски);
 Интернет-ресурсы:
www.ateusclub.ru
www.akkords.net
www.pesnibardov.ru

www.bard.ru

6

Дополнительные формы проведения занятий:
 репетиции к подготовке выступлений;
 концертные выступления различного уровня;
 творческие встречи с различными детскими коллективами;
 посещение концертов, театров с последующим обсуждением;
 участие в слетах, сборах, конкурсах, туристических походах.
Условия набора:
набор детей на первый год обучения проводится по желанию, без
предварительного
прослушивания.
В
дальнейшем
используется
дифференцированный подход при организации занятий.
Планируемые результаты
Предметные результаты:
- совершенствование умений решать стандартные задачи курса и
овладение алгоритмами и приемами решения нестандартных задач;
- приобретение навыка предварительного решения количественных
задач на качественном уровне, графического решения задач;
- углубление и расширение знаний в области физики механических,
тепловых и электрических процессов;
- применение приобретенных знаний при объяснении физических
явлений в практической деятельности и повседневной жизни для
обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств,
электробытовых приборов, электронной техники.
Метапредметные результаты:
- приобретение и совершенствование навыков самостоятельной
работы, работы с различными источниками информации;
- овладение умениями планировать учебные действия на основе
выдвигаемых гипотез и обоснования полученных результатов;
- овладение универсальными способами деятельности на примерах
использования метода научного познания при решении практических задач;
- формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять
информацию в словесной, образной, символической формах, при помощи
таблиц или графиков, выделять основное из прочитанного.
Личностные результаты.
- сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и
творческих способностей учащихся;
- самостоятельность в приобретении новых знаний и умений;
- приобретение умения ставить перед собой познавательные цели,
выдвигать гипотезы, конструировать высказывания естественнонаучного
характера, доказывать собственную точку зрения;
-мотивация образовательной деятельности школьников на основе
личностно- ориентированного подхода.
Ожидаемые результаты:
7

Обучающиеся должны знать:
 устройство гитары, разновидности гитар;
 основные способы звукоизвлечения;
 аккорды и их буквенные обозначения;
 правила ТБ и правила поведения в кабинете;
Обучающиеся должны уметь:
 настраивать инструмент;
 легко ориентироваться в расположении аккордов на грифе гитары;
 исполнять обязательные произведения бардов-классиков;
Обучающиеся должны овладеть:
 навыками выступлений на сцене;
 навыками участия и организации концертов разного уровня;
 способами рефлексии;
Критерии и формы оценки усвоения знаний:
 диагностика;
 контрольное прослушивание воспитанников;
 самостоятельная работа;
 наблюдение.
Формы подведения итогов реализации образовательной программы:
 участие в концертах, творческих смотрах, фестивалях, туристических
слётах;
 демонстрация знаний и умений на открытых занятиях для родителей,
педагогов.

Тематическое планирование 1 год обучения
Количество часов в год
Содержание

теория

практика все
го

1. Вводное занятие

1

-

1

2. Знакомство с музыкальным инструментом

1

2

3

3. Посадка и постановка рук. Аппликатурные
обозначения
4. Обучение основам техники игры на
шестиструнной гитаре
5. Изучение простых и легких песен

1

2

3

2

19

21

1

7

8

8

Учебно-тренировочные задания
(упражнения, переборы, аккорды)
7. Расширение музыкального кругозора и
формирование музыкальной культуры
8. Репетиции и концертные выступления.
6.

Итого:

3

17

20

2

4

6

-

4

4

11

57

68

Тематическое планирование 2 и 3 годов обучения
2 год обучения
Содержание

теория практи

3год обучения

всего

теория практика

всего

ка
1. Вводное занятие

1

-

1

1

-

1

2. Посадка и
постановка рук.
Аппликатурные
обозначения
3. Обучение основам
техники игры на
шестиструнной
гитаре
4. Изучение простых
и легких песен
Учебнотренировочные
5.
задания
(упражнения,
переборы,
аккорды)
6. Расширение
музыкального
кругозора и
формирование
музыкальной
культуры
7. Обучение игре в
ансамбле

1

1

2

-

1

1

1

8

9

1

6

7

2

19

21

2

16

18

1

14

15

2

11

12

2

5

7

1

5

6

1

5

6

3

13

16

9

8. Репетиции и
концертные
выступления.
Итого:

-

8

8

-

3

3

13

55

68

10

58

68

10

Содержание образовательной деятельности
1 год обучения
1. Вводное занятие
Знакомство с детьми. Инструктаж по технике безопасности и правила
поведения в кабинете.
2. Знакомство с музыкальным инструментом
Теория: Истории создания шестиструнной гитары.
Устройство гитары, её составные части.
3. Посадка и постановка рук. Аппликатурные обозначения
Теория: Посадка: положение корпуса, ног, правой и левой руки и их
влияние на качество исполнения.
Практика: Аппликатурные обозначения и их практическое применение на
инструменте.
4. Обучение основам техники игры на гитаре
Теория:
- функции правой и левой руки,
- название струн,
- расположение соответствующих ладов,
- диапазон инструмента,
- изучение условных обозначений.
Практика:
1. Освоение инструмента. Приобретение умения элементарного
звукоизвлечения.
2. Положение правой руки при исполнении упражнений.
3. Первые упражнения правой рукой. Овладение начальными
двигательными и игровыми навыками:
- игра ровным звуком;
- простые переборы;
- свобода исполнительского аппарата;
- постепенное подключение большого пальца;
- изучение техники боя.
4. Начальная постановка левой руки:
- простые аккорды;
- чередование басов и аккордов.
5. Игра двумя руками. Контроль над качеством звука.
5. Изучение простых и легких песен
Теория:
1. Развитие умения определять характер музыки.
2. Определение по слуху направления мелодии.
3. Накопление простейших музыкальных впечатлений.
4. Понятие о музыкальных жанрах:
- знакомство с буквенным обозначением аккордов;
- ритмический рисунок пьесы;
11

- отработка несложных динамических изменений;
Практика:
1. Начальные умения смены аккордов во время исполнения
музыкального произведения.
2. Выразительное исполнение музыкального произведения
(в соответствии с индивидуальным планом).
3. Формирование чувства целостности исполняемых песен.
6. Учебно-тренировочные задания
Теория:
1. Привыкание к расположению струн с помощью простых упражнений
на инструменте.
2. Ознакомление с приемами звукоизвлечения на гитаре.
3. Отработка правильного ритма.
Практика:
1.Упражнения для правой руки:
- правильное положение правой руки на инструменте.
- правильная постановка пальцев.
2. Воспроизведение звучания открытых струн.
3. Упражнения на смену пальцев.
4. Овладение основными переборами;
5. Отработка в упражнениях техники простого боя.
7. Расширение музыкального кругозора и формирование
музыкальной культуры
Теория: Беседы об особенностях музыкально-выразительных средств
инструментальных произведений.
Практика: Посещение фестивалей и конкурсов, концертов.
Формирование культуры восприятия, умения грамотно оценивать
исполнение музыкальных произведений.
8. Репетиции и концертные выступления
Теория:
Понятия о сценическом поведении на концертах, конкурсах, фестивалях.
Практика:
Сольные выступления на мероприятиях разного уровня, в том числе и
районных.
Примерный репертуарный список песен:
- «Мельница»;
- «Звезда по имени Солнце»;
- «Всё пройдет»;
- «Осень»;
- «Милая моя»;
- «Изгиб гитары желтой»;
- «Группа крови»;
- «Туман» и др.
12

Прогнозируемые результаты
После освоения программы воспитанник будет знать:
 устройство инструмента;
 строение его ладов;
 основы правильной посадки и постановки рук;
 правила записи аккордов, их соотнесение с реальным звучанием
инструмента;
 общие аппликатурные закономерности, основные способы
звукоизвлечения и др
После освоения программы воспитанник будет уметь:
 ориентироваться в записи аккомпанемента песен;
 различать характер музыки в пределах начальной подготовки;
 играть осмысленно и выразительно простые песни;
 владеть техническими и исполнительскими навыками, которые
определены программой.
После изучения программы воспитанник сможет развить:
 интерес к занятиям музыкой;
 эмоциональную восприимчивость;
 усидчивость;
 внимание;
 культуру поведения во время занятий.
2 и 3 год обучения
1. Вводное занятие.
Инструктаж по технике безопасности и правила поведения в кабинете в
МБОУ ДОД УДЮЦ.
2. Посадка и постановка рук. Аппликатурные обозначения.
Посадка: положение корпуса, ног, правой и левой руки и их влияние на
качество исполнения. Аппликатурные обозначения и их практическое
применение на инструменте.
3. Обучение основам техники игры на шестиструнной гитаре.
- Извлечение звуков. Отработка умения правильно зажимать аккорды.
- Основные приёмы игры на гитаре (перебор, щипок, бой)
- Тренировочные упражнения для игры на гитаре.
4. Изучение простых и легких песен.
- Правильное звукоизвлечение.
- Разучивание песен.
- работа над текстом (дикция, осмысление смысла песни);
- работа над музыкальным оформлением песни, т.е. передача образа,
настроения.
- Выразительное исполнение музыкального произведения
13

(в соответствии с индивидуальным планом). Формирование чувства
целостности исполняемых песен.
5. Учебно-тренировочные задания (упражнения, переборы, аккорды).
- Отработка правильного ритма.
- Упражнения для правой руки:
- правильное положение правой руки на инструменте.
- правильная постановка пальцев.
- Воспроизведение звучания открытых струн.
- Упражнения на смену пальцев.
- Овладение основными переборами;
- Отработка в упражнениях техники простого боя.
6. Расширение музыкального кругозора и формирование музыкальной
культуры.
Посещение фестивалей и конкурсов, концертов.
Формирование культуры восприятия, умения грамотно оценивать
исполнение музыкальных произведений.
7. Обучение игре в ансамбле
8. Репетиции и концертные выступления.
- работа над исполнительскими навыками.
- умение применять своё исполнительское мастерство и артистизм при
исполнении песен на сцене.
Понятия о сценическом поведении на концертах, конкурсах, фестивалях.
Сольные выступления на мероприятиях разного уровня, в том числе и
районных.
Прогнозируемые результаты
После освоения программы воспитанник будет знать:
 основы правильной посадки и постановки рук;
 основные аккорды, их соотнесение с реальным звучанием инструмента;
 общие аппликатурные закономерности, основные способы
звукоизвлечения и др.
 элементарные понятия музыкальной терминологии
После освоения программы воспитанник будет уметь:
 ориентироваться в записи аккомпанемента песен;
 различать характер музыки;
 играть осмысленно и выразительно простые песни;
 владеть техническими и исполнительскими навыками, которые
определены программой;
 свободно вести себя на профессиональной сцене
После изучения программы воспитанник сможет развить:
 навыки общения в коллективе;
 навыки игры на гитаре;
 интерес к занятиям музыкой;
 эмоциональную восприимчивость;
14

 усидчивость;
 внимание;
 культуру поведения во время занятий.
Диагностика личностного развития ребенка в процессе освоения
дополнительной образовательной программы
Показатели

Методы диагностики

Знания, умения, навыки
Теоретические знания

Наблюдение

Владение терминологией

Наблюдение

Чувство ритма

Наблюдение

Координация рук

Наблюдение
Личностные качества

Слуховая память

Анкетирование

Интерес к занятиям в детском
объединении

Тестирование

Творческая активность

Наблюдение

Поведенческие качества
Конфликтность (отношение
ребенка к столкновению интересов
(спору) в процессе взаимодействия)
Тип сотрудничества (отношение
ребенка к общим делам детского
объединения)

Тестирование

Наблюдение

Личностные достижения обучащегося
Участие в мероприятиях школы

Динамика участия

Участие в районных мероприятиях,
конкурсах

Наблюдение за
результативностью участия

Участие в краевых мероприятиях,
конкурсах

Наблюдение за
результативностью участия

Система оценок названных поведенческих проявлений:
1 балл - не проявляется,
2 балла - проявляется на среднем уровне,
3 балла - высокий уровень.
Комплекс организационно-педагогических условий.
15

2.1. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение:
- учебный кабинет;
- компьютер, мультимедийный проектор (смарт-доски), колонки;
- обучающие мультипликационные фильмы;
- мультимедийные презентации;
- наглядные пособия.
2.2. Формы промежуточной аттестации
Аттестация обучающихся проходит в форме: открытого занятия для
родителей, подтверждается отзывами родителей. Текущий контроль
осуществляется систематически в процессе проведенных занятий, игр,
методами наблюдения, бесед, сопоставлений результатов успехов в
игровой деятельности.
2.3. Методическое обеспечение
На занятиях в зависимости от содержания используются следующие
методы обучения:
- словесный (рассказ, объяснение, беседа);
- объяснительно-иллюстративный (слушание, сравнение, запоминание);
- практический (упражнения, дидактические игры, исполнение песенноигрового материала);
- наглядный (показ иллюстраций, обучающих мультипликационных
фильмов);
- репродуктивный (повторение за педагогом (за диктором), стремление к
эталону);
- творческий (рисунки);
- эвристический (участие в открытом занятии для родителей, конкурсах).
Образовательная деятельность организована в форме комбинированных
занятий, в которых соединены теоретический и практический блок,
включат групповую работу, работу в парах, монолог-диалог, контроль
качества знаний.
Модель учебного занятия представляет собой последовательность этапов в
процессе усвоения знаний обучающимися, построенных на смене видов
деятельности: восприятие, осмысление, запоминание, применение.
Дидактические материалы включают задания, упражнения.

16


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».