Чурикова Елена Борисовна Подписан: Чурикова Елена Борисовна DN: ИНН=666003595200, СНИЛС=01872608358, E=soch164@eduekb.ru, C=RU, S=Свердловская область, O=МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С УГЛУБЛЁННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ № 164, G=Елена Борисовна, SN=Чурикова, CN=Чурикова Елена Борисовна Основание: Я являюсь автором этого документа Местоположение: место подписания Дата: 2021.08.31 16:33:57+05'00' Foxit Reader Версия: 10.1.1 1. Комплекс основных характеристик программы 1.1 Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Смысловое чтение: работа с текстом» составлена в соответствии с нормативными документами: 1.Федеральный закон № 273-Ф3 от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» 2.Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 № 1726-р). 3.«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образовании детей». Пост № 41 об утв. СанПиН 2.4.4.3172-14 от 04.07.2014 4.Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации (Минпросвещения России) от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программ». 5. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015г. № 09-3242. «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)». Направленность программы - социально-педагогическая. Актуальность программы. Начальная школа – особый этап в жизни ребёнка. Он связан с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности. И именно читательские умения должны обеспечить младшему школьнику возможность самостоятельно приобретать новые знания, а в дальнейшем создать основу для самообразования. Долгое время в практике обучения чтению в начальной школе усиленный акцент делался на наращивание темпов чтения и работу над правильностью чтения, а задаваемые по тексту вопросы проверяли лишь поверхностное усвоение содержания текста. Такая практика вырабатывала у учащихся беглое, но бессознательное чтение, которое не позволяло максимально извлекать и понимать информацию. Поскольку программы по учебным предметам ориентированы на умение преобразовывать информацию, представленную в различных формах, а одним из метапредметных результатов освоения основной образовательной программы становится умение работать с различными источниками информации, то данная проблема является актуальной в современной школе и решать её необходимо уже в начальной школе, где и должен закладываться навык смыслового чтения. Уровень освоения программы: базовый. Адресат программы: обучающиеся 2-4 класса (8-11 лет). Набор обучающихся в группы приводится без предварительного отбора. Программа построена с учётом возрастных психофизических особенностей. Количество обучающихся в группе: 10 человек. Объём освоения программы: 1 год обучения, из расчёта 1 час в неделю и включает в себя 34 учебных недель. Итого 34 часа в год. Срок реализации программы: 1 год. Периодичность и продолжительность занятий: 1 раз в неделю по 40 минут. Форма обучения: очная. Программа «Смысловое чтение» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, на основе авторской методики Беденко М. В. и ориентированы на совершенствование всех видов речевой деятельности младшего школьника (слушание, чтение, говорение, письмо, различные виды пересказа), на развитие нравственных и эстетических чувств младшего школьника. Новизна программы. Новизна данной модифицировано в программы контексте в том, что требований содержание нового программы Федерального государственного стандарта. Система работы, представленная в программе, позволяет осуществить внедрение новых технологий, нестандартных форм работы во внеурочной деятельности, развить речь учащихся, а также повысить учебную мотивацию детей и, самое главное, воспитать грамотного читателя. Педагогическая целесообразность программы Смысловое чтение – это такое чтение, при котором достигается понимание информационной, смысловой сторон произведения. Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Когда ребенок действительно вдумчиво читает, то у него обязательно работает воображение, он может активно взаимодействовать со своими внутренними образами. Когда ребенок владеет смысловым чтением, то у него развивается устная речь и, как следующая важная ступень развития, речь письменная. Осмысленность чтения предполагает формирование следующих умений: -выявлять в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла; -пользоваться сносками и школьным толковым словарем; -отвечать на вопросы по содержанию словами текста; -определять эмоциональный характер текста; -выделять опорные (наиболее важные для понимания читаемого) слова; -опираться на авторские ремарки для характеристики персонажей; -определять мотивы поведения героев путём выбора правильного ответа из ряда предложенных; -уметь прогнозировать содержание читаемого; -осознавать авторское и собственное отношение к персонажам; -формулировать тему небольшого текста; -работать с заголовками: выбирать наиболее точный из предложенных, озаглавливать текст или рисунок, прогнозировать содержание по заголовку и составлять высказывания по заданному заголовку; -выявлять смысловой и эмоциональный подтекст; -определять идею произведения путём выбора из ряда пословиц той, которая наиболее точно выражает главную мысль; -находить главную мысль, сформулированную в тексте; -определять характер книги (тему, жанр, эмоциональную окраску) по обложке, заглавию, рисункам. Продуманная и целенаправленная работа с текстом позволяет найти из большого объема ребёнку информации нужную и полезную, а также приобретать социально – нравственный опыт и заставляет думать, познавая окружающий мир. Внеурочные занятия помогут решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребёнка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребёнка - и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание. Цель программы: создание условий для развития читательских умений и интереса к чтению книг у детей. Основные задачи: освоение общекультурных навыков чтения и понимание текста; воспитание интереса к чтению и книге (формирование интереса к процессу чтения и потребности читать произведения разных видов литературы, общеучебных умений осознанно читать тексты, работать с различной информацией); ● овладение речевой, (формирование умений письменной работать и с коммуникативной различными видами культурой текстов, ориентироваться в книге, использовать ее для расширения знаний об окружающем мире); ● формирование нравственных ценностей и эстетического вкуса младшего школьника; воспитание адекватного эмоционального состояния как предпосылки собственного поведения в жизни. Календарный учебный график Начало занятий Окончание занятий Каникулы Кол-во учебных недель Промежуточная аттестация в сроки 01.10.2021 31.05.2022 30.10.2021-07.11.2021 34 недели 20.05.2022-31.05.2022 29.12.2021-09.01.2022 06.02.2022-14.02.2022 19.03.2022-27.03.2022 № Название раздела и темы Учебный план Количество часов Всего Теория Практика 1 «Все мы родом из детства...» 1 2 «Думают ли звери?..» 5 5 3 Обыкновенное чудо 5 5 4 Книгочей — любитель чтения 9 3 6 5 Фразеологизмы и образные выражения 5 2 3 6 Как хорошо уметь читать 1 Форма контроля/аттестация Наблюдение, олимпиады, викторины. 1 Проведение открытого занятия для родителей. 1 Итого: 34ч. Отличительные особенности программы от других существующих программ. 1. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты. 2.Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов. Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы Программа рассчитана на детей в возрасте от 8-10 лет Сроки реализации дополнительной образовательной программы: Программа рассчитана на 1 года. Количество часов в неделю – 1час. За год - 26 часов. Формы и режим занятий Занятия проводятся один раз в неделю продолжительностью втором 40 минут во классе. Количество обучающихся в группе - 10-15 человек. Формы работы могут быть разнообразные: индивидуальная, фронтальная, парная, групповая. Ведущей формой организации образовательного процесса является занятие. Организация образовательного процесса предполагает использование ряда других форм: викторина, библиотечное занятие, КВН, путешествие по страницам книг, проект, литературная игра, инсценирование, конкурс – кроссворд, игра - читательская конференция, занятие-праздник, литературный ринг, интегрированное занятие, видеофильмов. Содержание изучаемого курса Содержание, задачи, формы работы, описанные «Смысловое чтение», выстроены в соответствии с в Программе авторской методикой Беденко М. В., тетради-тренажера «Формирование навыков смыслового чтения. Реализация метапредметных результатов.», Беденко М. В. 2-й - Москва,2016 г и ориентированы на совершенствование всех видов речевой деятельности младшего школьника (слушание, чтение, говорение, письмо, различные виды пересказа), а также способствуют более глубокому знакомству учащихся начальной школы с богатым миром отечественной и зарубежной детской литературы, на развитие нравственных и эстетических чувств младшего школьника. Курс обеспечен тетрадью - тренажером для учащихся и методическими рекомендациями для учителя. Данный курс направлен на то, чтобы подготовить и научить детей получать информацию и знания из текста. Самостоятельный анализ прочитанного - неотъемлемая часть современного обучения. Курс, состоящий из научно-популярных и информационных текстов составлен так, чтобы заинтересовать ребенка в том, что он читает. Вопросы и задания способствуют тому, что ребенок интуитивно выделяет суть прочитанного, учится отделять первое и второстепенную информацию. Вопросы составлены так, чтобы показать ход мышления, а не просто указать на номинально правильный ответ. Курс содержит ряд заданий, для выполнения которых нужно не только обобщить информацию одного текста, но и вернутся и увязать его с ранее прочитанным. Тексты самой разной природы позволяют подготовить юных мыслителей к заданиям, требующим творческого подхода. В пособии представлены тексты двух видов: содержащие сказочные подробности (отмечены *) и предлагающие достоверную фактическую информацию. Конец каждого занятия отмечен знаком «колокольчик». Также немало отведено времени для модификации и генерации текстов. Работа с заголовками, создания кратких устных, а затем и письменных изложений учит ребенка не только воспринимать информацию, а и выражать свои мысли и знания в устной и письменной форме. Речевая деятельность (слушание, говорение, чтение письмо) – это основное доступное всем средство самопознания, самовыражения и развития творческих способностей. Овладение системой языка, навыками речевой деятельности позволяет лучше понять себя и других, овладеть системой нравственных и эстетических ценностей младшего школьника. Вводное занятие. Какой ты читатель? – 1 ч. Раздел 1. «Все мы родом из детства...» - 1ч Незаметные жирафы. Мороженщик (сказка). Снег в Африке. Раздел 2. «Думают ли звери?..» - 5ч Зайчонок и улитка. Жук-бомбардир. Думают ли звери ? Слониха-художница (сказка) Мы хозяева нашей земли Четвероногий внедорожник. Верхом на китовой акуле. Необычная охота. Бражник. Ожившие цветы. Раздел 3. Обыкновенное чудо- 5 ч. Как лягушка небывалой величины выпила всю воду в Центральной Австралии. Дома на курьих ножках. Краски. Птица лирохвост. Летающие костюмы. Муравьи – врачи. Три новогодних праздника (сказка) Золотая деревенька (сказка) Раздел 4. Книгочей — любитель чтения 9 ч. Гномик Книгочей (сказка) Мудрость гномика Книгочея (сказка) Гномик Франт (сказка) Гномик Сказочник (сказка) Гномик хранитель воды (сказка) В путь. Многорукий гномик (сказка) Гномик Путешественник (сказка) Хлебосольный гномик (сказка) Гномик Огородник (сказка) Гномик Ворчун (сказка) Раздел 5 .Фразеологизмы и образные выражения-5ч Локоть блинов и мешок пельменей. Крашеные тюльпаны. «Вода камень точит» «Кто кашу заварил, тому и расхлёбывать» Глаз бури. Как возили товар по морю. «Держать нос по ветру» Раздел 6. Как хорошо уметь читаь-1ч Как хорошо уметь читать. Итоговое занятие 4.Планируемые результаты освоения программы по курсу Личностные, метапредметные результаты освоения курса «Смысловое чтение» Личностные УДД: -Осознание важности чтения и литературы как средства познания окружающего мира и самого себя. -Усвоение основных нравственных норм и ориентация на их соблюдение. -Осознавать значение литературного чтения в формировании собственной культуры и мировосприятия; -формирование интереса к чтению; мотивации к самовыражению в выразительном чтении, творческой и игровой -эмоционального отношения к деятельности; поступкам героев произведений, любви к родному дому, первоначального литературных уровня рефлексии и адекватной самооценки, стремления к успешности учебной деятельности. Регулятивные УДД: -уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий; -уметь самостоятельно работать с новым произведением; -уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх; -уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты. - возможность учиться: осуществлять самоконтроль и самопроверку усвоения материала, выбирать книги. Познавательные УДД: -осознавать роль названия произведения, понимать прочитанное, выделять и понимать информацию из прочитанного, сочинять небольшие тексты на заданную тему. Коммуникативные УДД: -участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения; -оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию; -высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги; -соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т. д. -ориентироваться в понятиях дружба, дружеские отношения, эмоционально воспринимать слова собеседников. Метапредметные результаты: 1) Овладение способностями принимать и охранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления. 2) Освоение способов проблем творческого и поискового характера. 3) Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата. 4) Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; формирование умения осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах. 5) Овладение логическими действиями анализа и синтеза, сравнения, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям. 6) Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать существование различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. Определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Способы отслеживания ожидаемых результатов. В основу образовательной программы положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятельности оцениваются по трём уровням. Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов взаимодействие ученика со своими учителями, особое значение имеет как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта. Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает). Третий уровень самостоятельного результатов общественного — получение действия. школьником Только в опыта самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которой немыслимо существование гражданина и гражданского общества. Во 2-м классе возможно достижение результатов первого уровня и частично второго. Для отслеживания результатов предусматриваются в следующие формы контроля: Стартовый (входной), позволяющий определить исходный уровень развития учащихся по методикам Холодовой. О, Криволаповой Н.А. (результаты фиксируются в зачетном листе учителя); Текущий (промежуточный): -прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения; - пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия; -рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения; -контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом. Предметные составление УУД: контрольное кроссвордов, задание, опросники, тестирование, собеседование, викторина, аукцион знаний, интеллектуальная игра, конкурс, защита проектов и творческих работ. Метапредметные УУД: наблюдение, участие в проектах, творческие отчеты, творческие конкурсы, проведение праздников и мероприятий. Личностные УУД: наблюдение, тестирование, собеседование. 2. Тематическое планирование № пп 1 Наименование раздела и тем занятия Формы организации деятельности обучающихся при проведении занятий Количество часов теория 1 Вводное занятие. практика Библиотечное занятие Какой ты читатель? 2 Раздел 1. «Все мы родом из детства...» - 1 ч. Незаметные жирафы. 1 Мороженщик (сказка). Раздел 2. «Думают ли звери?..» -5 ч 1 4 Зайчонок и улитка. Жук-бомбардир. Думают ли звери? Слониха - художница (сказка) 5 Мы хозяева нашей земли Четвероногий внедорожник. 1 3 1 Занятие викторина 6 7 Верхом на китовой акуле. Необычная охота. Бражник. Ожившие цветы. 1 Занятие практикум 1 Раздел 3. Обыкновенное чудо - 5 ч 8 9 10 11 12 13, 14 Как лягушка небывалой величины выпила всю воду Дома на курьих ножках. Краски. Птица лирохвост. Летающие костюмы. Муравьи – врачи. Три новогодних праздника (сказка) 1 1 1 1 1 Раздел 4. Книгочей — любитель чтения - 9 ч Книгочей 1 1 Гномик (сказка) Мудрость гномика Книгочея (сказка) Занятие-праздник Диспут «Что такое сказка» 15, 16 Гномик (сказка) Франт 1 1 Занятие практикум 1 1 Просмотр мультфильма Гномик Сказочник (сказка) Гномик хранитель воды (сказка) 17, 18 В путь. Многорукий гномик (сказка) Гномик Путешественник (сказка) 19 Хлебосольный 1 гномик (сказка) Гномик Огородник 1 (сказка) Гномик Ворчун 1 (сказка) Раздел 5 .Фразеологизмы и образные выражения-5ч «Несолоно 1 хлебавши». Кто утром не бегаетначинает ржаветь! Локоть блинов и 1 мешок пельменей. 20 21 22 23 24 25 Крашеные тюльпаны. «Вода камень точит» «Кто кашу заварил, тому и расхлёбывать» Глаз бури. Как возили товар по морю. «Держать нос по ветру» 1 1 Занятие практикум 1 Проект 1 Тестирование Игра «Поле чудес» Раздел 6. Как хорошо уметь читать - 1ч 26 Как хорошо уметь читать Итоговое занятие Итого часов: 26 5 21 - Комплекс организационно-педагогических условий. 2.1. Условия реализации программы Материально-техническое обеспечение: - учебный кабинет; - компьютер, мультимедийный проектор (смарт-доски), колонки; - обучающие мультипликационные фильмы; - мультимедийные презентации; - наглядные пособия. 2.2. Формы промежуточной аттестации Аттестация обучающихся проходит в форме: открытого занятия для родителей, подтверждается отзывами родителей. Текущий контроль осуществляется систематически в процессе проведенных занятий, игр, методами наблюдения, бесед, сопоставлений результатов успехов в игровой деятельности. 2.3. Методическое обеспечение На занятиях в зависимости от содержания используются следующие методы обучения: - словесный (рассказ, объяснение, беседа); - объяснительно-иллюстративный (слушание, сравнение, запоминание); - практический (упражнения, дидактические игры, исполнение песенноигрового материала); - наглядный (показ иллюстраций, обучающих мультипликационных фильмов); - репродуктивный (повторение за педагогом (за диктором), стремление к эталону); - творческий (рисунки); - эвристический (участие в открытом занятии для родителей, конкурсах). Образовательная деятельность организована в форме комбинированных занятий, в которых соединены теоретический и практический блок, включат групповую работу, работу в парах, монолог-диалог, контроль качества знаний. Модель учебного занятия представляет собой последовательность этапов в процессе усвоения знаний обучающимися, построенных на смене видов деятельности: восприятие, осмысление, запоминание, применение. Дидактические материалы включают задания, упражнения. Приложение 1 Анкета «Читательская активность обучающихся» Цель: выявление читательской активности у детей младшего школьного возраста, а также направленности читательского интереса. 1. Любишь ли ты читать? -да-нет2. Почему ты любишь читать? -можно многое узнать -интересно 3.Посещаешь ли ты библиотеку? -да -нет4. Что ты любишь читать? -стихи -сказки -смешные рассказы -рассказы о животных 5.Что любишь больше всего? -читать сам -слушать чтение взрослых 6. Читают ли в вашей семье книги вслух? -читают -не читают 7. Как ведут себя родители во время твоего чтения? -хвалят -ругают, сердятся 8. Можешь ли ты назвать книгу, которую недавно прочитал? Приложение 2 Проверка читательского кругозора Проверка читательского кругозора второклассников, как правило, обнаруживает знание авторов, жанров и тем детского чтения во всем их многообразии. Во 2 классе проверить читательский кругозор учеников учитель может с помощью следующих вопросов и заданий: 1. Что мы узнаем о книге с ее обложки? 2. Что мы узнаем о книге с титульного листа? 3. Назови писателей - авторов сказок 4. Скажи, каких поэтов ты знаешь. 5. Кто пишет рассказы? Назови фамилии писателей. 6. О чем мы читали в последнее время? (Темы чтения.) 7. Какие жанры произведений народного творчества мы знаем? Приведи примеры. 8. Какие жанры произведений детской литературы мы знаем? Приведи примеры. 9. Чем отличаются стихи от прозы? 10. О чем вы любите читать? 11. Что отличает произведения народного творчества и литературы? 12. Что вы читали о приключениях и путешествиях? о чудесах и волшебстве? о временах года? о детях? о взрослых? о труде? и т.д. по всем темам чтения Приложение 3 Диагностика сформированности навыка смыслового чтения в начальной школе. Фамилия, Отвечать Задавать Составлять Определять имя на свои простой круг своего сложные вопросы план незнания вопросы учителя Приложение 4 Список литературы для 2 класса Русская литература 19 - начала 20 вв. Толстой Л. Рассказы и были; Пушкин А. Стихи и сказки; Ершов П. Конек-горбунок; Крылов И. Басни. Русская литература 20 века Куприн А. «Слон», «Сапсан», «Барбос и Жулька»; Волков А. «Волшебник Изумрудного города» и др. сказки; Александрова Т. «Домовёнок Кузька»; Гераскина Л. «В стране невыученных уроков»; Житков Б. «Рассказы о животных»; Прокофьева С. «Приключения желтого чемоданчика»; Успенский Э. «Дядя Фёдор, пёс и кот»; Пивоварова И. «Рассказы Люси Синицыной»; Драгунский В. Рассказы; Давыдычев Л. «Страдания второгодника Ивана Семенова»; Алексеев С. «Рассказы из русской истории»; Дуров В. «Мои звери» Зарубежная литература Харрис Д. «Сказки дядюшки Римуса»; Свифт Д. «Путешествия Гулливера»; Распе Э. «Приключения барона Мюнхгаузена»