ДООП Мир Информатики

Чурикова
Елена
Борисовна

Подписан: Чурикова Елена Борисовна
DN: ИНН=666003595200, СНИЛС=01872608358,
E=soch164@eduekb.ru, C=RU, S=Свердловская
область, O=МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
С УГЛУБЛЁННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ
ПРЕДМЕТОВ № 164, G=Елена Борисовна,
SN=Чурикова, CN=Чурикова Елена Борисовна
Основание: Я являюсь автором этого документа
Местоположение: место подписания
Дата: 2021.08.31 16:34:33+05'00'
Foxit Reader Версия: 10.1.1

1. Комплекс основных характеристик программы
1.1 Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мир
информатики» составлена в соответствии с нормативными документами:
1.Федеральный закон № 273-Ф3 от 29.12.2012 «Об образовании в
Российской Федерации»
2.Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение
Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 № 1726-р).
3.«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации режима работы образовательных организаций дополнительного
образовании детей». Пост № 41 об утв. СанПиН 2.4.4.3172-14 от 04.07.2014
4.Приказ
Министерства
Просвещения
Российской
Федерации
(Минпросвещения России) от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программ».
5. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015г. № 093242. «Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
Направленность программы – техническая.
Актуальность программы.
Актуальность данной программы
заключается в том, что она позволяет осуществить подготовку молодого
поколения, готового уже с первой ступени обучения использовать компьютер
как инструмент познавательной деятельности.
В основу программы положен приоритет интеллектуального развития
младших школьников перед другими задачами обучения. Программа
ориентирована на формирование понятий информации и информационного
процесса, представлений об информационной картине мира, о значении
информации, информационных технологий в обществе, знакомство с
функциональной структурой компьютера и его основными устройствами,
основными практическими приемами работы в среде Windows, со стандартными
приложениями Windows для вычислений, редактирования текста, создания
графических изображений. Содержание программы позволяет ученику любого
уровня активно включиться в учебно-познавательный процесс и максимально
проявить себя: занятия могут проводиться на высоком уровне сложности, но
включать в себя вопросы, доступные и интересные всем воспитанникам.
Уровень освоения программы: базовый.
Адресат программы: обучающиеся 10-11 класса (16 – 18 лет). Набор
обучающихся в группы приводится без предварительного отбора. Программа
построена с учётом возрастных психофизических особенностей.
Количество обучающихся в группе: 10 человек.
Объём освоения программы: 1 год обучения, из расчёта 1 час в неделю и
включает в себя 34 учебных недель. Итого 34 часа в год.
Срок реализации программы: 1 год.
Периодичность и продолжительность занятий: 1 раз в неделю по 40
минут.

Форма обучения: очная.
Программа «Мир информатики» предназначена для преподавания на
первой ступени обучения и является первым звеном в цепи непрерывного
обучения информатике и информационным технологиям.
«Мир информатики» - это методически проработанный пропедевтический
развивающий курс, опирающийся на принципы системности, гуманизации,
междисциплинарной интеграции, дифференциации, дополнительной мотивации
через игру.
Каждое занятие направлено на развитие мыслительной деятельности
детей, памяти, внимания, речи, совершенствование моторных навыков.
Подобранные задания учитывают возможности детей младшего школьного
возраста, создают позитивную психологическую атмосферу сотрудничества
педагога и воспитанников, закрепляют чувство достигнутого успеха и
положительные эмоции, с ним связанные.
Компьютерные занятия не изолируются от основного педагогического
процесса. Они сочетаются с традиционными средствами воспитания и обучения,
повышая качество обучения и воспитания, являются логическим дополнением к
программам основного образования. Новизна данной программы заключена в
том, что преподавание, в отличие от имеющихся программ, носит «машинный»
характер: дети получают не просто теоретические знания, но и овладевают
практическими навыками работы на компьютере.
Программа курса является модифицированной и создана на основании
программно-методического комплекса "МИР ИНФОРМАТИКИ (1- класс)",
разработанного издательством "Учебная книга" (г. Екатеринбург) по заказу
министерства
образования
Свердловской
области.
Компакт-диск,
разработанный специалистами компании "Кирилл и Мефодий", является
компонентой программно-методического комплекса «МИР ИНФОРМАТИКИ».
Программное обеспечение, имеющееся на диске, содержит инструментарий
для моделирования учебно-познавательной деятельности учащегося с
использованием компьютера. Оно соответствует инструктивным письмам
Министерства образования Российской Федерации о преподавании
информатики в начальной школе, обязательному минимуму содержания
образования по информатике в общеобразовательной школе, проекту
федерального образовательного стандарта.
Цель программы: подготовка молодого поколения, готового уже с первой
ступени обучения использовать компьютер как инструмент познавательной
деятельности.
Задачи программы:
Обучающие:
 формирование навыков работы на компьютере (восприятия информации
с экрана, ее анализа, управления мышью и клавиатурой);
 формирование логического и комбинационного мышления, начал
алгоритмического мышления у детей 7-8 лет и креативной деятельности с
использованием компьютера;

 формирование представлений о роли и месте информационных
технологий,
информационном
содержании
трудовых
процессов
в
постиндустриальном обществе и ценностного отношения к ним;
 выработка стабильных навыков получения и обработки информации,
ориентированная на запросы личностного развития;
 пропедевтика дальнейшей информационной подготовки в течение всей
жизни.
Развивающие:
 развитие логического мышления и пространственного воображения;
 расширение кругозора;
 развитие памяти, внимания, речи, творческого воображения,
математического и образного мышления;
 развитие представлений об информационной картине мира, общности
закономерностей информационных процессов в системах различной природы;
 развитие способностей к быстрой адаптации в изменяющейся
информационной среде деятельности.
Воспитательные:
 формирование
общественно-активной
личности,
востребованными компетенциями;
 воспитание культуры общения и поведения в социуме;
 формирование навыков здорового образа жизни.

обладающей

Календарный учебный график
Начало
занятий

Окончание
занятий

Каникулы

Кол-во
учебных
недель

Промежуточная
аттестация в сроки

01.10.2021

31.05.2022

30.10.2021-07.11.2021
29.12.2021-09.01.2022
06.02.2022-14.02.2022
19.03.2022-27.03.2022

34 недели

20.05.2022-31.05.2022

Учебно-тематический план
№
1.
2.
3.
4.

Название тем
Введение в курс. Правила поведения в кабинете
информатики
Компьютер и его основные устройства
Системный блок
Работа на клавиатуре

Количество часов
1
1
1
1

5.
6.
7.
8.
9.
10.

11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.

Мышь. Пиктограммы
Графика
Раскрашивание компьютерных рисунков
Конструирование
Гимнастика для рук и глаз
Информация вокруг нас. Как мы получаем
информацию. Способы представления и передачи
информации
Элементы логики. Суждение: истинное и ложное
Элементы логики: сопоставления.
Множества
Обобщение
Отношения между множествами
Модели
Алгоритм
Способ представления алгоритмов
Исполнитель
Итого:

1
2
3
2
1
2

3
2
2
2
2
2
2
2
2
34 ч.

В основу программы положен приоритет интеллектуального развития
младших школьников перед другими задачами обучения. Программа
ориентирована на формирование понятий информации и информационного
процесса, представлений об информационной картине мира, о значении
информации, информационных технологий в обществе, знакомство с
функциональной структурой компьютера и его основными устройствами,
основными практическими приемами работы в среде Windows, со стандартными
приложениями Windows для вычислений, редактирования текста, создания
графических изображений. Содержание программы позволяет ученику любого
уровня активно включиться в учебно-познавательный процесс и максимально
проявить себя: занятия могут проводиться на высоком уровне сложности, но
включать в себя вопросы, доступные и интересные всем воспитанникам.
Программа рассчитана на обучающихся 7 – 8 лет и предусматривает
последовательное расширение ЗУН, полученных детьми на уроках
информатики.
Курс может изучаться ребятами с любым начальным уровнем подготовки.
Преподавание построено в соответствии с принципом валеологии «не навреди».
На каждом уроке проводится физкультминутка. За компьютером дети работают
в 1 классе 8-10 минут, сразу после работы за компьютером дети выполняют
различные гимнастические упражнения для глаз и кистей рук.
Планирование занятий обучения на компьютере предусматривает
знакомство детей с компьютерным интерфейсом (курсор, направление
перемещения на экране, форма, палитра, мышь и др.) и инструментами
графического редактора («Карандаш», «Линия», «Кисть», «Овал»,
«Прямоугольник», «Ластик», «Штамп» и др.). Проводятся аналогии с

известными понятиями («Конструктор», «Пазл», «Раскрашка»). Кроме основной
формы преподавания - урока, предусмотрены экскурсии, уроки-соревнования,
конкурсы, а также контрольные и диагностические тестирования.
Программа построена по концентрическому принципу. Содержание
образования разделено на три блока: компьютер, информационная технология,
информация.
Прогнозируемые результаты и способы их проверки
Обучение
учащихся
по
программе
направлено
на
достижение личностных и метапредметных результатов
освоения
содержания.
В результате изучения выпускник научится:




представлять на экране компьютера одну и ту же информацию об объекте
различными способами: в виде текста, рисунка, таблицы, числами;
работать с текстами и изображениями (информационными объектами) на
экране компьютера;
использовать компьютер для решения учебных и простейших практических
задач, для этого: иметь начальные навыки использования компьютерной
техники, уметь осуществлять простейшие операции с файлами (создание
сохранение, поиск, запуск программы); запускать простейшие, широко
используемые прикладные программы: текстовый и графический редактор,
тренажеры и тесты.

Выпускник получит возможность:



познакомиться с использованием строк, деревьев, графов и с простейшими
операциями с этими структурами;
создавать программы для решения несложных задач, возникающих в
процессе учёбы и вне её.

Планируемые результаты освоения программы
Личностные результаты
 критическое

отношение к информации и избирательность её восприятия;
 уважение к информации о частной жизни и информационным результатам
других людей;
 формирование ответственного отношения к учению, готовности и
способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на базе
ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с
учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе
формирования уважительного отношения к труду, развития опыта
участия в социально-значимом труде;

 формирование

коммуникативной компетентности в общении и
сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской,
творческой и других видов деятельности.
 осмысление мотивов своих действий при выполнении проектных заданий
с жизненными ситуациями.
Метапредметные результаты
 освоение

способов решения проблем творческого характера в жизненных
ситуациях;
 формирование умений ставить цель – создание творческой работы,
планировать достижение этой цели, создавать вспомогательные эскизы в
процессе работы;
 оценивание получающегося творческого продукта и соотнесение его с
изначальным замыслом, выполнение по необходимости коррекции либо
продукта, либо замысла;
 поиск информации в индивидуальных информационных архивах
учащегося, информационной среде образовательного учреждения, в
федеральных хранилищах информационных образовательных ресурсов;
 умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения
результата, определять способы действий в рамках предложенных
условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией;
 умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности её решения;
 владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществление осознанного выбора в учебной и познавательной
деятельности;
 использование
средств информационных и коммуникационных
технологий для решения коммуникативных, познавательных и
творческих задач;
 владение основными универсальными умениями информационного
характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение
необходимой информации, применение методов информационного
поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее
эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных
условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при
решении проблем творческого и поискового характера;
 создание
медиасообщений, включающих текст, набираемый на
клавиатуре, цифровые данные, неподвижные и движущиеся, записанные
и созданные изображения и звуки, ссылки между элементами сообщения;
 подготовка выступления.

К концу первого года обучения учащиеся должны:
 знать правила поведения в компьютерном классе и уметь рассказывать
их по картинкам;
 знать основные устройства компьютера;
 уметь управлять компьютерной мышью;
 уметь складывать мозаики, головоломки;
 уметь пользоваться палитрой при раскрашивании компьютерных
рисунков;
 уметь конструировать фигуры по образцу;
 знать различные виды информации и ориентироваться в них;
 уметь решать логические задачи;
 уметь выделять признак, обобщать и систематизировать предметы по
признакам;
 уметь определять отношения между множествами;
 знать виды моделей;
 знать, что такое алгоритм и способы представления алгоритмов.
Способы проверки результатов: По каждой теме выполняются
самостоятельные работы или тестирования, зачетные работы, позволяющие
судить о том, как усвоен пройденный материал. В конце года проводится годовая
контрольная работа, в которую включены задания по каждому пройденному
разделу. Кроме того, в течение года 2-3 раза осуществляется диагностическое
тестирование на развитие памяти, внимания, саморегуляции.

Учебно-тематический план
№
1.

2.

3.
4.
5.
6.
7.

8.
9.
10.

11.

12.
13.
14.

Название тем
Форма занятия
Введение в курс.
Комбинированное
Правила поведения
занятие
в кабинете
информатики
Компьютер и его
Комбинированное
основные
занятие
устройства
Системный блок
Комбинированное
занятие
Работа на
Комбинированное
клавиатуре
занятие
Мышь.
Комбинированное
Пиктограммы
занятие
Графика
Комбинированное
занятие
Раскрашивание
Комбинированное
компьютерных
занятие
рисунков
Конструирование
Комбинированное
занятие
Гимнастика для
Комбинированное
рук и глаз
занятие
Информация
Комбинированное
вокруг нас. Как мы занятие
получаем
информацию.
Способы
представления и
передачи
информации
Элементы логики. Комбинированное
Суждение:
занятие
истинное и ложное
Элементы логики: Комбинированное
сопоставления.
занятие
Множества
Комбинированное
занятие
Обобщение
Комбинированное
занятие

Количество часов
1

1

1
1
1
2
3

2
1
2

3

2
2
2

15. Отношения между
множествами
16. Модели
17. Алгоритм
18. Способ
представления
алгоритмов
19. Исполнитель

Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие

2

Комбинированное
занятие

2

20. Итого:

2
2
2

34 ч.

2.Комплекс организационно-педагогических условий.
2.1. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение:
- учебный кабинет;
- компьютер, мультимедийный проектор (смарт-доски), колонки;
- обучающие мультипликационные фильмы;
- мультимедийные презентации;
- наглядные пособия.
Для реализации программы необходимо:
Материально-техническая база
 Компьютеры – 8
 Виртуальная энциклопедия
«Кирилла и Мефодия»
 Сканер – 1
 Принтер – 1
 Мультимедийный проектор – 1
 Экран – 1
 Видеокамера - 1

Методическая база
 Диск СD – « Мир информатики 1,
2, 3, 4 год обучения»
 Головоломки
 Конструкторы
 Электронные учебники в системе
Интернет

2.2. Формы промежуточной аттестации
Аттестация обучающихся проходит в форме: открытого занятия для родителей,
подтверждается отзывами родителей. Текущий контроль осуществляется
систематически в процессе проведенных занятий, игр, методами наблюдения,
бесед, сопоставлений успехов в

игровой деятельности.
2.3. Методическое обеспечение
На занятиях в зависимости от содержания используются следующие методы
обучения:
- словесный (рассказ, объяснение, беседа);
- объяснительно-иллюстративный (слушание, сравнение, запоминание);
- практический (упражнения, дидактические игры, исполнение песенноигрового материала);
- наглядный (показ иллюстраций, обучающих мультипликационных фильмов);
- репродуктивный (повторение за педагогом (за диктором), стремление к
эталону);
- творческий (рисунки);
- эвристический (участие в открытом занятии для родителей, конкурсах).
Образовательная деятельность организована в форме комбинированных
занятий, в которых соединены теоретический и практический блок, включат
групповую работу, работу в парах, монолог-диалог, контроль качества знаний.
Модель учебного занятия представляет собой последовательность этапов в
процессе усвоения знаний обучающимися, построенных на смене видов
деятельности: восприятие, осмысление, запоминание, применение.
Дидактические материалы включают задания, упражнения.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».