Чурикова Елена Борисовна Подписан: Чурикова Елена Борисовна DN: ИНН=666003595200, СНИЛС=01872608358, E=soch164@eduekb.ru, C=RU, S=Свердловская область, O=МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С УГЛУБЛЁННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ № 164, G=Елена Борисовна, SN=Чурикова, CN=Чурикова Елена Борисовна Основание: Я являюсь автором этого документа Местоположение: место подписания Дата: 2021.08.30 15:23:51+05'00' Foxit Reader Версия: 10.1.1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа воспитания «МАОУ СОШ № 164» разработана в соответствии с действующим законодательством и стратегическими документами, отражающими основные направления государственной политики Российской Федерации в области образования, и является основным документом, определяющим перспективы и пути развития воспитательной системы школы на 2021 – 2024 гг. Данная программа воспитания направлена на решение проблем гармоничного вхождения школьников в социальный мир и налаживания ответственных взаимоотношений с окружающими их людьми. Воспитательная программа показывает, каким образом педагоги могут реализовать воспитательный потенциал их совместной с детьми деятельности. В центре программы воспитания Муниципального автономного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 164 с углубленным изучением отдельных предметов находится личностное развитие обучающихся в соответствии с ФГОС общего образования, формирование у них системных знаний о различных аспектах развития России и мира. Одним из результатов реализации программы школы станет приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, правилам и нормам поведения в российском обществе. Программа призвана обеспечить достижение учащимися личностных результатов, указанных во ФГОС: формирование у обучающихся основ российской идентичности; готовность обучающихся к саморазвитию; мотивацию к познанию и обучению; ценностные установки и социально-значимые качества личности; активное участие в социально-значимой деятельности. Данная программа воспитания показывает систему работы с детьми в школе. 1. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗУЕМОГО В ШКОЛЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Процесс воспитания в «МАОУ СОШ № 164» основывается на следующих принципах взаимодействия педагогов и школьников: - неукоснительное соблюдение законности и прав семьи и ребенка, соблюдения конфиденциальности информации о ребенке и семье, приоритета безопасности ребенка при нахождении в образовательной организации; - ориентир на создание в образовательной организации психологически комфортной среды для каждого ребенка и взрослого, без которой невозможно конструктивное взаимодействие школьников и педагогов; - реализация процесса воспитания главным образом через создание в школе детсковзрослых общностей, которые бы объединяли детей и педагогов яркими и содержательными событиями, общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу; - организация основных совместных дел школьников и педагогов как предмета совместной заботы и взрослых, и детей; - системность, целесообразность и нешаблонность воспитания как условия его эффективности. Основными традициями воспитания в «МАОУ СОШ № 164» являются следующие: - стержнем годового цикла воспитательной работы школы являются ключевые общешкольные дела, через которые осуществляется интеграция воспитательных усилий педагогов; - важной чертой каждого ключевого дела и большинства используемых для воспитания других совместных дел педагогов и школьников является коллективная разработка, коллективное планирование, коллективное проведение и коллективный анализ их результатов; - в школе создаются такие условия, при которых по мере взросления ребенка увеличивается и его роль в совместных делах (от пассивного наблюдателя до организатора); - в проведении общешкольных дел отсутствует соревновательность между классами, поощряется конструктивное межклассное взаимодействие школьников, а также их социальная активность; и межвозрастное - педагоги школы ориентированы на формирование коллективов в рамках школьных классов, кружков, студий, секций и иных детских объединений, на установление в них доброжелательных и товарищеских взаимоотношений; - ключевой фигурой воспитания в школе является классный руководитель, реализующий по отношению к детям защитную, личностно развивающую, организационную, посредническую (в разрешении конфликтов) функции. 2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ Современный национальный идеал личности, воспитанной в новой российской общеобразовательной школе, – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающей ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа. Исходя из этого воспитательного идеала, а также основываясь на базовых для нашего общества ценностях (таких как семья, труд, отечество, природа, мир, знания, культура, здоровье, человек) формулируется общая цель воспитания в «МАОУ СОШ № 164» – личностное развитие школьников, проявляющееся: 1) в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало на основе этих ценностей (то есть, в усвоении ими социально значимых знаний); 2) в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям (то есть в развитии их социально значимых отношений); 3) в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта применения сформированных знаний и отношений на практике (то есть в приобретении ими опыта осуществления социально значимых дел). Данная цель ориентирует педагогов не на обеспечение соответствия личности ребенка единому стандарту, а на обеспечение позитивной динамики развития его личности. В связи с этим важно сочетание усилий педагога по развитию личности ребенка и усилий самого ребенка по своему саморазвитию. Их сотрудничество, партнерские отношения являются важным фактором успеха в достижении цели. Конкретизация общей цели воспитания применительно к возрастным особенностям школьников позволяет выделить в ней следующие целевые приоритеты, соответствующие трем уровням общего образования: 1. В воспитании детей младшего школьного возраста (уровень начального общего образования) таким целевым приоритетом является создание благоприятных условий для усвоения школьниками социально значимых знаний – знаний основных норм и традиций того общества, в котором они живут. Выделение данного приоритета связано с особенностями детей младшего школьного возраста: с их потребностью самоутвердиться в своем новом социальном статусе - статусе школьника, то есть научиться соответствовать предъявляемым к носителям данного статуса нормам и принятым традициям поведения. Такого рода нормы и традиции задаются в школе педагогами и воспринимаются детьми именно как нормы и традиции поведения школьника. Знание их станет базой для развития социально значимых отношений школьников и накопления ими опыта осуществления социально значимых дел и в дальнейшем, в подростковом и юношеском возрасте. К наиболее важным из них относятся следующие: - быть любящим, послушным и отзывчивым сыном (дочерью), братом (сестрой), внуком (внучкой); уважать старших и заботиться о младших членах семьи; выполнять посильную для ребёнка домашнюю работу, помогая старшим; - быть трудолюбивым, следуя принципу «делу — время, потехе — час» как в учебных занятиях, так и в домашних делах, доводить начатое дело до конца; - знать и любить свою Родину – свой родной дом, двор, улицу, город, село, свою страну; - беречь и охранять природу (ухаживать за комнатными растениями в классе или дома, заботиться о своих домашних питомцах и, по возможности, о бездомных животных в своем дворе; подкармливать птиц в морозные зимы; не засорять бытовым мусором улицы, леса, водоёмы); - проявлять миролюбие — не затевать конфликтов и стремиться решать спорные вопросы, не прибегая к силе; - стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить знания; - быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым; - соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый образ жизни; - уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду; стремиться устанавливать хорошие отношения с другими людьми; уметь прощать обиды, защищать слабых, по мере возможности помогать нуждающимся в этом людям; уважительно относиться к людям иной национальной или религиозной принадлежности, иного имущественного положения, людям с ограниченными возможностями здоровья; - быть уверенным в себе, открытым и общительным, не стесняться быть в чём-то непохожим на других ребят; уметь ставить перед собой цели и проявлять инициативу, отстаивать своё мнение и действовать самостоятельно, без помощи старших. Знание младшим школьником данных социальных норм и традиций, понимание важности следования им имеет особое значение для ребенка этого возраста, поскольку облегчает его вхождение в широкий социальный мир, в открывающуюся ему систему общественных отношений. 2. В воспитании детей подросткового возраста (уровень основного общего образования) таким приоритетом является создание благоприятных условий для развития социально значимых отношений школьников, и, прежде всего, ценностных отношений: - к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья; - к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне; - к своему отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать; - к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека; - к миру как главному принципу человеческого общежития, условию крепкой дружбы, налаживания отношений с коллегами по работе в будущем и создания благоприятного микроклимата в своей собственной семье; - к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда; - к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения проживаемой жизни, которое дают ему чтение, творческое самовыражение; человеком полноты музыка, искусство, театр, - к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего настроения и оптимистичного взгляда на мир; - к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку радость общения и позволяющие избегать чувства одиночества; - к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее. Данный ценностный аспект человеческой жизни чрезвычайно важен для личностного развития школьника, так как именно ценности во многом определяют его жизненные цели, его поступки, его повседневную жизнь. Выделение данного приоритета в воспитании школьников, обучающихся на ступени основного общего образования, связано с особенностями детей подросткового возраста: с их стремлением утвердить себя как личность в системе отношений, свойственных взрослому миру. В этом возрасте особую значимость для детей приобретает становление их собственной жизненной позиции, собственных ценностных ориентаций. Подростковый возраст – наиболее удачный возраст для развития социально значимых отношений школьников. 3. В воспитании детей юношеского возраста (уровень среднего общего образования) таким приоритетом является создание благоприятных условий для приобретения школьниками опыта осуществления социально значимых дел. Выделение данного приоритета связано с особенностями школьников юношеского возраста: с их потребностью в жизненном самоопределении, в выборе дальнейшего жизненного пути, который открывается перед ними на пороге самостоятельной взрослой жизни. Сделать правильный выбор старшеклассникам поможет имеющийся у них реальный практический опыт, который они могут приобрести в том числе и в школе. Важно, чтобы опыт оказался социально значимым, так как именно он поможет гармоничному вхождению школьников во взрослую жизнь окружающего их общества. Это: - опыт дел, направленных на заботу о своей семье, родных и близких; - трудовой опыт, опыт участия в производственной практике; - опыт дел, направленных на пользу своему родному городу или селу, стране в целом, опыт деятельного выражения собственной гражданской позиции; - опыт природоохранных дел; - опыт разрешения возникающих конфликтных ситуаций в школе, дома или на улице; - опыт самостоятельного приобретения новых знаний, проведения научных исследований, опыт проектной деятельности; - опыт изучения, защиты и восстановления культурного наследия человечества, опыт создания собственных произведений культуры, опыт творческого самовыражения; - опыт ведения здорового образа жизни и заботы о здоровье других людей; - опыт оказания помощи окружающим, заботы о малышах или пожилых людях, волонтерский опыт; - опыт самопознания и самоанализа, опыт социально приемлемого самовыражения и самореализации. Выделение в общей цели воспитания целевых приоритетов, связанных с возрастными особенностями воспитанников, не означает игнорирования других составляющих общей цели воспитания. Приоритет — это то, чему педагогам, работающим со школьниками конкретной возрастной категории, предстоит уделять первостепенное, но не единственное внимание. Добросовестная работа педагогов, направленная на достижение поставленной цели, позволит ребенку получить необходимые социальные навыки, которые помогут ему лучше ориентироваться в сложном мире взаимоотношений, эффективнее налаживать коммуникацию с человеческих окружающими, увереннее себя чувствовать во взаимодействии с ними, продуктивнее сотрудничать с людьми разных возрастов и разного социального положения, смелее искать и находить выходы из трудных жизненных ситуаций, осмысленнее выбирать свой жизненный путь в сложных поисках счастья для себя и окружающих его людей. Достижению поставленной цели воспитания школьников будет способствовать решение следующих основных задач: 1) реализовывать воспитательные возможности общешкольных ключевых дел, поддерживать традиции их коллективного планирования, организации, проведения и анализа в школьном сообществе; 2) реализовывать потенциал классного руководства в воспитании школьников, поддерживать активное участие классных сообществ в жизни школы; 3) вовлекать школьников в кружки, секции, клубы, студии и иные объединения, работающие по школьным программам внеурочной деятельности, реализовывать их воспитательные возможности; 4) использовать в воспитании детей возможности школьного урока, поддерживать использование на уроках интерактивных форм занятий с учащимися; 5) инициировать и поддерживать ученическое самоуправление – как на уровне школы, так и на уровне классных сообществ; 6) поддерживать деятельность функционирующих на базе школы детских общественных объединений и организаций; 7) организовывать для школьников экскурсии, экспедиции, походы и реализовывать их воспитательный потенциал; 8) организовывать профориентационную работу со школьниками; 9) организовать работу школьных медиа, реализовывать их воспитательный потенциал; 10) развивать предметно-эстетическую среду школы и реализовывать ее воспитательные возможности; 11) организовать работу с семьями школьников, их родителями или законными представителями, направленную на совместное решение проблем личностного развития детей. Планомерная реализация поставленных задач позволит организовать в школе интересную и событийно насыщенную жизнь детей и педагогов, что станет эффективным способом профилактики антисоциального поведения школьников. 3. ВИДЫ, ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках следующих направлений воспитательной работы школы. представлено в соответствующем модуле. Каждое из них 3.1. Модуль «Ключевые общешкольные дела» Ключевые дела – это главные традиционные общешкольные дела, в которых принимает участие большая часть школьников и которые обязательно планируются, готовятся, проводятся и анализируются совместно педагогами и детьми. Это не набор календарных праздников, отмечаемых в школе, а комплекс коллективных творческих дел, интересных и значимых для школьников, объединяющих их вместе с педагогами в единый коллектив. Ключевые дела обеспечивают включенность в них большого числа детей и взрослых, способствуют интенсификации их общения, ставят их в ответственную позицию к происходящему в школе. Введение ключевых дел в жизнь школы помогает мероприятийный характер воспитания, сводящийся к набору преодолеть мероприятий, организуемых педагогами для детей. Для этого в образовательной организации используются следующие формы работы. На внешкольном уровне: - социальные проекты – ежегодные совместно разрабатываемые и реализуемые школьниками и педагогами комплексы дел (благотворительной, экологической, патриотической, трудовой направленности), ориентированные на преобразование окружающего школу социума. - открытые дискуссионные площадки – регулярно организуемый комплекс открытых дискуссионных площадок (детских, педагогических, родительских, совместных), на которые приглашаются представители других школ, деятели науки и культуры, представители власти, общественности и в рамках которых обсуждаются насущные поведенческие, нравственные, социальные, проблемы, касающиеся жизни школы, города, страны, проводимые для жителей микрорайона и организуемые совместно с семьями учащихся спортивные состязания, праздники, фестивали, представления, которые открывают возможности для творческой самореализации школьников и включают их в деятельную заботу об окружающих. - социальные акции, посвященные Дню Победы (“Георгиевская ленточка”, “Вальс Победы”, “Открытый микрофон”). На школьном уровне: ∙ общешкольные праздники – ежегодно проводимые творческие (театрализованные, музыкальные, литературные и т.п.) дела, связанные со значимыми для детей и педагогов знаменательными датами и в которых участвуют все классы школы. ∙ торжественные ритуалы посвящения, связанные с переходом учащихся на следующую символизирующие приобретение ступень ими образования, новых социальных статусов в школе и развивающие школьную идентичность детей. ∙ капустники - театрализованные выступления педагогов, родителей пародий, и школьников импровизаций с на элементами темы жизни доброго юмора, школьников и учителей. Они создают в школе атмосферу творчества и неформального общения, способствуют сплочению детского, педагогического и родительского сообществ школы. ∙ церемонии награждения - Фестиваль достижений (по итогам года) - школьников и педагогов за активное участие в жизни школы, защиту чести школы в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах, значительный вклад в развитие школы. Это способствует развитию поощрению позитивных педагогами и социальной межличностных воспитанниками, активности детей, отношений между формированию чувства доверия и уважения друг к другу. На уровне классов: ∙ выбор и общешкольные делегирование советы дел, представителей ответственных за классов в подготовку общешкольных ключевых дел; ∙ участие школьных классов в реализации общешкольных ключевых дел; ∙ проведение в рамках класса итогового анализа детьми общешкольных ключевых дел, участие представителей классов в итоговом анализе проведенных дел на уровне общешкольных советов дела. На индивидуальном уровне: ∙ вовлечение по возможности каждого ребенка в ключевые дела школы в одной из возможных для них ролей: сценаристов, постановщиков, исполнителей, ведущих, декораторов, музыкальных редакторов, корреспондентов, ответственных за костюмы и оборудование, ответственных за приглашение и встречу гостей и т.п.); ∙ индивидуальная освоении помощь ребенку навыков подготовки, (при необходимости) проведения и в анализа ключевых дел; ∙ наблюдение за поведением ребенка в ситуациях подготовки, проведения и анализа ключевых дел, за его отношениями со сверстниками, старшими и младшими школьниками, с педагогами и другими взрослыми; ∙ при необходимости частные беседы с коррекция поведения ребенка через ним, через включение его в совместную работу с другими детьми, которые могли бы стать хорошим примером для ребенка, через предложение взять в следующем ключевом деле на себя роль ответственного за тот или иной фрагмент общей работы. 3.2. Модуль «Классное руководство» Осуществляя работу с классом, педагог организует работу с коллективом класса; индивидуальную работу с учащимися вверенного ему класса; работу с учителями, преподающими в данном классе; работу с родителями учащихся или их законными представителями Работа с классным коллективом: ∙ инициирование и поддержка участия класса в общешкольных ключевых делах, оказание необходимой помощи детям в их подготовке, проведении и анализе; ∙ организация интересных развития ребенка ему класса и полезных для личностного совместных дел с учащимися вверенного (познавательной, оздоровительной, трудовой, духовно-нравственной, спортивнотворческой, профориентационной направленности), позволяющие с одной стороны, – вовлечь потребностями и в тем них детей самым с дать самыми им разными возможность самореализоваться в них, а с другой, – установить и упрочить доверительные отношения с учащимися класса, стать для них значимым взрослым, задающим образцы поведения в обществе. ∙ проведение классных часов как часов плодотворного и доверительного общения педагога и школьников, основанных на принципах уважительного отношения к личности ребенка, поддержки активной позиции каждого ребенка в предоставления принятия школьникам решений по возможности обсуждаемой беседе, обсуждения проблеме, и создания благоприятной среды для общения. ∙ сплочение коллектива класса через: игры и тренинги на сплочение и командообразование; однодневные и многодневные походы и экскурсии, организуемые классными руководителями и родителями; празднования в классе дней рождения детей, ученическими творческие в микрогруппами подарки внутриклассные школьнику включающие и «огоньки» себя подготовленные поздравления, сюрпризы, розыгрыши; и вечера, регулярные дающие каждому возможность рефлексии собственного участия в жизни класса. ∙ выработка совместно со школьниками законов класса, помогающих детям освоить нормы и правила общения, которым они должны следовать в школе. Индивидуальная работа с учащимися: ∙ изучение особенностей класса через личностного развития учащихся наблюдение за поведением школьников в их повседневной жизни, в специально создаваемых педагогических ситуациях, в играх, погружающих ребенка в мир человеческих беседах по тем отношений, или в иным организуемых нравственным педагогом проблемам; результаты наблюдения сверяются с результатами классного руководителя преподающими в его с родителями классе бесед школьников, учителями; с проведение диагностики личностного роста по Степанову. ∙ поддержка ребенка в решении важных для него жизненных проблем или (налаживание взаимоотношений с одноклассниками учителями, выбор профессии, вуза и дальнейшего трудоустройства, успеваемость и т.п.), когда каждая проблема трансформируется классным руководителем в задачу для школьника, которую они совместно стараются решить. ∙ индивидуальная направленная на работа заполнение со ими школьниками личных класса, портфолио, в которых дети не просто фиксируют свои учебные, творческие, спортивные, личностные индивидуальных достижения, неформальных руководителем в начале но бесед и в с ходе классным каждого года планируют их, а в конце года – вместе анализируют свои успехи и неудачи. ∙ коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, его родителями или законными представителями, с другими учащимися класса; через включение в проводимые школьным психологом тренинги общения; через предложение взять на себя ответственность за то или иное поручение в классе. Работа с учителями, преподающими в классе: ∙ регулярные консультации классного руководителя с учителями предметниками, направленные на формирование единства мнений и вопросам воспитания, требований на педагогов предупреждение по и ключевым разрешение конфликтов между учителями и учащимися; ∙ проведение конкретных мини-педсоветов, направленных на решение проблем класса и интеграцию воспитательных влияний на школьников; ∙ привлечение учителей к участию во внутриклассных делах, дающих педагогам возможность лучше узнавать и понимать своих учеников, увидев их в иной, отличной от учебной, обстановке; ∙ привлечение учителей к участию в родительских собраниях класса для объединения усилий в деле обучения и воспитания детей. Работа с родителями учащихся или их законными представителями: ∙ регулярное информирование родителей о школьных успехах и проблемах их детей, о жизни класса в целом; ∙ помощь родителям представителям в школьников или их законным регулировании отношений между ними, администрацией школы и учителями предметниками; ∙ организация родительских собраний, происходящих в режиме обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания школьников; ∙ создание и организация работы родительских комитетов классов, образовательной участвующих организацией и в решении управлении вопросов воспитания и обучения их детей; ∙ привлечение членов семей школьников к организации и проведению дел класса; ∙ организация на базе класса семейных праздников, конкурсов, соревнований, направленных на сплочение семьи и школы. Модуль 3.3. «Курсы внеурочной деятельности» Воспитание на занятиях школьных курсов внеурочной деятельности осуществляется преимущественно через: - вовлечение школьников в интересную и полезную для них деятельность, которая предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести социально значимые знания, развить в себе важные для своего личностного развития социально значимые отношения, получить опыт участия в социально значимых делах; - формирование в кружках, секциях, клубах, студиях и т.п. детско-взрослых общностей, которые могли бы объединять детей и педагогов общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу; - создание в детских объединениях традиций, задающих их членам определенные социально значимые формы поведения; - поддержку в детских объединениях школьников с ярко выраженной лидерской позицией и установкой на сохранение и поддержание накопленных социально значимых традиций; - поощрение педагогами детских инициатив и детского самоуправления. Реализация воспитательного потенциала курсов внеурочной деятельности происходит в рамках следующих выбранных школьниками ее видов. Познавательная деятельность. Курсы внеурочной деятельности, направленные на передачу школьникам социально значимых знаний, развивающие их любознательность, позволяющие привлечь их внимание к экономическим, политическим, экологическим, гуманитарным проблемам нашего общества, формирующие их гуманистическое мировоззрение и научную картину мира. Художественное творчество. Курсы внеурочной деятельности, создающие благоприятные условия для просоциальной самореализации школьников, направленные на раскрытие их творческих способностей, формирование чувства вкуса и умения ценить прекрасное, на воспитание ценностного отношения школьников к культуре и их общее духовно-нравственное развитие. Спортивно-оздоровительная деятельность. Курсы внеурочной деятельности, направленные на физическое развитие школьников, развитие их ценностного отношения к своему здоровью, побуждение к здоровому образу жизни, воспитание силы воли, ответственности, формирование установок на защиту слабых. Трудовая деятельность. Курсы внеурочной деятельности, направленные на развитие творческих способностей школьников, воспитание у них трудолюбия и уважительного отношения к физическому труду. Игровая деятельность. Курсы внеурочной деятельности, направленные на раскрытие творческого, умственного и физического потенциала школьников, развитие у них навыков конструктивного общения, умений работать в команде. 3.4. Модуль «Школьный урок» Реализация школьными педагогами воспитательного потенциала урока предполагает следующее: ∙ установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих учащимися требований и позитивному восприятию просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности; ∙ побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации; ∙ привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания своего по ее выработки мнения поводу, учащимися своего к ней отношения; ∙ использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию ответственного, гражданского человеколюбия и детям поведения, добросердечности, примеров проявления через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе; ∙ применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных мотивацию игр, стимулирующих школьников; дидактического полученные на уроке знания познавательную театра, где обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт групповой работы ведения или работы конструктивного в парах, диалога; которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми; ∙ включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию налаживанию детей позитивных к получению межличностных знаний, отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока; ∙ организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи; ∙ инициирование деятельности и поддержка школьников в индивидуальных и групповых что даст школьникам исследовательской рамках реализации ими исследовательских проектов, возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других выступления оформления собственных исследователей, перед аудиторией, навык идей, навык публичного аргументирования и отстаивания своей точки зрения. 3.5. Модуль «Самоуправление» Поддержка детского самоуправления в школе помогает педагогам воспитывать в детях инициативность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие, чувство собственного достоинства, а школьникам – предоставляет широкие возможности для самовыражения и самореализации. Это то, что готовит их к взрослой жизни. Поскольку учащимся младших и подростковых классов не всегда удается самостоятельно организовать свою деятельность, детское самоуправление иногда и на время может трансформироваться (посредством введения функции педагогакуратора) в детско-взрослое самоуправление. Детское самоуправление в школе осуществляется следующим образом. На уровне школы: ∙ через деятельность выборного “Олимп”), создаваемого для учета вопросам управления принятия административных Совета учащихся (ШСС мнения школьников по образовательной решений, организацией затрагивающих и их права и законные интересы; ∙ через деятельность объединяющего Совета старост старост классов (5-6 для классы), облегчения распространения значимой для школьников информации и получения обратной связи от классных коллективов; ∙ через работу постоянно действующего школьного актива, инициирующего и организующего проведение личностно значимых для школьников событий (соревнований, конкурсов, фестивалей, капустников, флешмобов и т.п.), под школьным активом мы понимаем Совет вожатых “Непоседы” и школьную агитбригаду “Маршрут 1-6-4”; ∙ через деятельность творческих советов дела, отвечающих за проведение тех или иных конкретных мероприятий, праздников, вечеров, акций и т.п.; На уровне классов: ∙ через деятельность выборных по инициативе и предложениям учащихся класса лидеров (например, командиров), представляющих общешкольных делах и старост, интересы призванных дежурных класса координировать в его работу с работой общешкольных органов самоуправления и классных руководителей; ∙ через деятельность отвечающих за выборных различные органов направления самоуправления, работы класса (например: штаб спортивных дел, штаб творческих дел, штаб работы с младшими ребятами); ∙ через организацию на принципах самоуправления жизни детских групп, отправляющихся в походы, экспедиции, на экскурсии, осуществляемую через систему распределяемых среди участников ответственных должностей. На индивидуальном уровне: ∙ через вовлечение школьников в планирование, организацию, проведение и анализ общешкольных и внутриклассных дел; ∙ через реализацию школьниками, взявшими на себя соответствующую роль, функций по контролю за порядком и чистотой в классе, уходом за классной комнатой, комнатными растениями и т.п. Модуль 3.6. «Экскурсии, экспедиции, походы» Экскурсии, экспедиции, походы помогают школьнику расширить свой кругозор, получить новые знания об окружающей его социальной, культурной, природной среде, научиться уважительно и бережно относиться к ней, приобрести важный опыт социально одобряемого поведения в различных внешкольных ситуациях. На экскурсиях, в экспедициях, в походах создаются благоприятные условия для воспитания у подростков самостоятельности и ответственности, формирования у них навыков самообслуживающего труда, эгоистических наклонностей, обучения преодоления их инфантильных и рациональному использованию своего времени, сил, имущества. Эти воспитательные возможности реализуются в рамках следующих видов и форм деятельности, которые включены в общешкольный проект “Умные каникулы”. ∙ регулярные выходного дня, пешие прогулки, организуемые в экскурсии классах или их походы классными руководителями и родителями школьников: в музей, в картинную галерею, в технопарк, на предприятие, на природу (“День без телефонов” в лесопарковой зоне “Каменные палатки”); ∙ литературные, исторические, биологические экспедиции, организуемые учителями и родителями школьников в другие города или села проживавших для здесь углубленного российских изучения поэтов и биографий писателей, произошедших здесь исторических событий, имеющихся здесь природных и историко-культурных ландшафтов, флоры и фауны; ∙ поисковые школьным экспедиции поисковым – вахты отрядом к отечественной войны для поиска и памяти, организуемые местам боев Великой захоронения останков погибших советских воинов; ∙ многодневные учреждениями походы, организуемые дополнительного совместно образования с и осуществляемые с обязательным привлечением школьников к коллективному планированию (разработка маршрута, расчет времени и мест возможных ночевок и переходов), коллективной организации (подготовка необходимого питания), коллективному проведению снаряжения (распределение среди школьников основных видов работ и соответствующих ответственных туристского должностей), путешествия коллективному (каждого и дня - у им анализу вечернего походного костра и всего похода - по возвращению домой). ∙ турслет с участием команд, сформированных из педагогов, детей и родителей школьников, включающий в себя, например: соревнование по технике пешеходного туризма, соревнование по спортивному ориентированию, конкурс на лучшую топографическую съемку местности, конкурс знатоков лекарственных растений, конкурс туристской кухни, конкурс туристской песни, конкурс благоустройства командных биваков, комбинированную эстафету; 3.7. Модуль «Профориентация» Совместная деятельность педагогов и школьников по направлению «профориентация» включает в себя профессиональное просвещение школьников; диагностику и консультирование по проблемам профориентации, организацию профессиональных проб школьников. Задача совместной деятельности педагога и ребенка – подготовить школьника к осознанному профессиональной деятельности. Создавая выбору своей будущей профориентационно значимые проблемные ситуации, формирующие готовность школьника к выбору, педагог актуализирует его профессиональное самоопределение, позитивный взгляд на труд в постиндустриальном мире, охватывающий не только профессиональную, но и внепрофессиональную составляющие такой деятельности. Эта работа осуществляется через: ∙ циклы профориентационных часов общения, направленных на подготовку школьника к осознанному планированию и реализации своего профессионального будущего; ∙ профориентационные квесты, решение принять симуляции, деловые игры, кейсов (ситуаций, в которых необходимо решение, расширяющие игры: знания занять определенную школьников о типах позицию), профессий, о способах выбора профессий, о достоинствах и недостатках той или иной деятельности; интересной школьникам профессиональной ∙ экскурсии на начальные предприятия города, дающие школьникам представления о существующих профессиях и условиях работы людей, представляющих эти профессии; ∙ посещение профессий, профориентационных тематических профориентационных выставок, ярмарок профориентационных лагерей, дней открытых парков, дверей в средних специальных учебных заведениях и вузах; ∙ совместное с посвященных педагогами изучение выбору профориентационного интернет профессий, ресурсов, прохождение онлайн-тестирования, прохождение онлайн курсов по интересующим профессиям и направлениям образования; ∙ участие проектов, решение в работе всероссийских созданных в сети профориентационных интернет: учебно-тренировочных задач, просмотр участие в лекций, мастер классах, посещение открытых уроков; ∙ индивидуальные консультации психолога для школьников и их родителей дарований которые и по иных могут вопросам склонностей, индивидуальных иметь значение в способностей, особенностей процессе детей, выбора ими профессии; ∙ освоение школьниками основ профессии в рамках различных курсов по выбору, включенных в основную образовательную программу школы, или в рамках курсов дополнительного образования. Все это объединяется в общешкольном проекте “Я живу на Урале”. Проект «МАОУ СОШ №164» «Я живу на Урале» - коллаборация лучших российский практик в вопросах профессионального самоопределения школьников в условиях профессиональной среды региона. Проект «Я живу на Урале» «МАОУ СОШ №164» содержит идею организации профориентационной работы в условиях массовой школы, с учетом современных требований и имеющихся ресурсов. Коллаборация возможностей федеральных проектов, направленных на решение вопросов самоопределения, и потенциала профессиональной эффективного среды региона создают условия для проектирования траектории своего будущего здесь и сейчас. ● В рамках проекта «Я живу на Урале» разработаны и применяются инструменты погружения обучающихся в профессиональную среду – профориентационные экскурсионные программы с кейсовыми заданиями, которые формируют представление о профессиях региона, дают возможность «примерить» профессиональную деятельность на себя. ● Проект содержит инструкции, методические материалы, будет интересен специалистам, осуществляющим профориентационную работу, педагогам СОО и ООО. 3.8. Модуль «Школьные медиа» Цель школьных медиа (совместно создаваемых школьниками и педагогами средств распространения текстовой, аудио и видео информации) – развитие коммуникативной культуры школьников, формирование навыков общения и сотрудничества, поддержка творческой самореализации учащихся. Воспитательный потенциал школьных медиа реализуется в рамках следующих видов и форм деятельности: ∙ разновозрастный старшеклассников и редакционный совет подростков, консультирующих их взрослых, целью которого является освещение (через школьную газету, школьное радио или телевидение) наиболее интересных моментов жизни школы, популяризация общешкольных ключевых дел, самоуправления; кружков, секций, деятельности органов ученического ∙ школьная газета “Gazeta_164”, на страницах которой ими размещаются материалы о школьной жизни, проводимых мероприятиях, о вузах, колледжах и востребованных рабочих вакансиях, которые могут быть интересны школьникам; организуются конкурсы рассказов, поэтических произведений, сказок, репортажей и научно-популярных статей; проводятся круглые столы с обсуждением значимых учебных, социальных, нравственных проблем; ∙ школьный медиацентр – созданная из заинтересованных группа информационно-технической поддержки школьных добровольцев мероприятий, осуществляющая видеосъемку и мультимедийное сопровождение школьных праздников, фестивалей, конкурсов, спектаклей, капустников, вечеров, дискотек; ∙ школьная интернет-группа - разновозрастное сообщество школьников и педагогов, поддерживающее интернет-сайт школы и соответствующую группу в социальных сетях с целью освещения деятельности образовательной организации в информационном пространстве, привлечения внимания общественности к школе, информационного продвижения ценностей школы и организации виртуальной диалоговой площадки, на которой детьми, учителями и родителями могли бы открыто обсуждаться значимые для школы вопросы; ∙ участие школьников в конкурсах школьных медиа. 3.9. Модуль «Организация предметно-эстетической среды» Окружающая ребенка предметно-эстетическая среда школы, при условии ее грамотной организации, обогащает внутренний мир ученика, способствует формированию у него чувства вкуса и стиля, создает атмосферу психологического комфорта, поднимает настроение, предупреждает стрессовые ситуации, способствует позитивному восприятию ребенком школы. Воспитывающее влияние на ребенка осуществляется через такие формы работы с предметно-эстетической средой школы как: ∙ оформление интерьера школьных помещений (вестибюля, коридоров, рекреаций, залов, лестничных пролетов и т.п.) и их периодическая переориентация, которая может служить хорошим средством разрушения негативных установок школьников на учебные и внеучебные занятия; ∙ размещение на стенах школы регулярно сменяемых экспозиций: творческих работ школьников, позволяющих им реализовать свой творческий потенциал, а также знакомящих их с работами друг друга; картин определенного художественного стиля, знакомящего школьников с разнообразием эстетического осмысления мира; фотоотчетов об интересных событиях, происходящих в школе (проведенных ключевых делах, интересных экскурсиях, походах, встречах с интересными людьми и т.п.); ∙ озеленение пришкольной территории, разбивка клумб, тенистых аллей, оборудование спортивных и игровых площадок, доступных и приспособленных для школьников оздоровительно-рекреационных зон, разных возрастных категорий, разделить свободное позволяющих пространство школы на зоны активного и тихого отдыха; ∙ создание и поддержание в рабочем состоянии в вестибюле школы стеллажей свободного книгообмена, на которые желающие дети, родители и педагоги могут выставлять для общего пользования свои книги, а также брать с них для чтения любые другие; ∙ благоустройство классными классных руководителями вместе кабинетов, со осуществляемое школьниками своих классов, позволяющее учащимся проявить свои фантазию и творческие способности, создающее повод для длительного общения классного руководителя со своими детьми; ∙ событийный дизайн – оформление пространства проведения конкретных школьных событий (праздников, церемоний, торжественных линеек, творческих вечеров, выставок, собраний, конференций и т.п.); ∙ совместная с детьми разработка, создание и популяризация особой школьной символики (флаг школы, гимн школы, эмблема школы, логотип, элементы школьного костюма и т.п.), используемой как в школьной повседневности, так и в торжественные моменты жизни образовательной организации – во время праздников, торжественных церемоний, ключевых общешкольных дел и иных происходящих в жизни школы знаковых событий; ∙ регулярная организация и проведение конкурсов творческих проектов по благоустройству различных участков пришкольной территории (например, высадке культурных растений, закладке газонов); ∙ акцентирование внимания школьников посредством элементов предметно-эстетической среды (стенды, плакаты, инсталляции) на важных для воспитания ценностях школы, ее традициях, правилах. 3.10. Модуль «Работа с родителями» Работа с родителями или законными представителями школьников осуществляется для более эффективного достижения цели воспитания, которое обеспечивается согласованием позиций семьи и школы в данном вопросе. Работа с родителями или законными представителями школьников осуществляется в рамках следующих видов и форм деятельности: На групповом уровне: ∙ Общешкольный родительский комитет и Управляющий совет школы, участвующие организацией и в управлении решении вопросов образовательной воспитания и социализации их детей; ∙ семейные клубы, предоставляющие родителям, педагогам и детям площадку для совместного проведения досуга и общения; ∙ родительские гостиные -“Родительский университет”, на которых детей, обсуждаются формы и вопросы способы возрастных доверительного особенностей взаимодействия родителей с детьми, проводятся мастер-классы, семинары, круглые столы с приглашением специалистов; ∙ родительские посещать дни, школьные во время учебные которых и родители внеурочные получения представления о ходе могут занятия для учебно-воспитательного процесса в школе; ∙ общешкольные режиме родительские собрания, происходящие в обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания школьников; ∙ семейный всеобуч, на котором родители могли бы получать ценные рекомендации и советы от профессиональных психологов, врачей, социальных работников и обмениваться собственным творческим опытом и находками в деле воспитания детей; ∙ социальные сети и чаты, в которых обсуждаются интересующие родителей вопросы, а также осуществляются виртуальные консультации психологов и педагогов. На индивидуальном уровне: ∙ работа специалистов по запросу родителей для решения острых конфликтных ситуаций; ∙ участие собираемых родителей в случае в педагогических возникновения консилиумах, острых проблем, связанных с обучением и воспитанием конкретного ребенка; ∙ помощь со стороны родителей в подготовке и проведении общешкольных и внутриклассных мероприятий воспитательной направленности; ∙ индивидуальное консультирование c целью координации воспитательных усилий педагогов и родителей. 3.11. Модуль “Волонтерство”. Стремительные политические, социально-экономические изменения, происходящие сегодня в обществе, диктуют новые требования как к организации самого учебно- воспитательного процесса, так и к содержанию образования. В период стремительной глобализации и информатизации жизненного пространства, засилья рекламы и подмены ценностей, подросток каждый день должен делать выбор, противостоять соблазнам жизни, сохранить здоровье и отстоять свою жизненную позицию, основанную на знании и собственном опыте. В основе волонтерского движения лежит старый как мир принцип: хочешь почувствовать себя человеком – помоги другому. Этот принцип понятен и близок всем тем, кому знакомо чувство справедливости, кто понимает, что сделать жизнь общества лучше можно только совместными усилиями каждого из его членов. На групповом уровне: В модуле по волонтёрству систематизированы средства и методы активной деятельности. Волонтёры помимо добровольческой деятельности проявляют себя в качестве организаторов и ведущих мероприятий для разных возрастных групп людей, тем самым создать людям хорошее настроение, позитивный душевный настрой и оптимистическое отношение к жизни. В настоящее время волонтерская деятельность – один из наиболее распространенных видов общественной активности населения. Являясь одним из элементов работы в социальной среде, волонтёрство может быть организованным. Волонтеры – это добровольцы, осуществляющие социально значимую деятельность по своей воле, посредством личного вклада и предлагающие свою помощь безвозмездно. На индивидуальном уровне: Активное участие в волонтерской деятельности способствует формированию у молодых людей следующих компетенций: – учебно-познавательная компетенция – это совокупность умений и навыков познавательной планирования, деятельности. анализа, Владение рефлексии, механизмами самооценки успешности целеполагания, собственной деятельности. Владение приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем; – информационная компетенция – это способность при помощи информационных технологий самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию; – коммуникативная компетенция – это владение навыками взаимодействия с окружающими людьми, умение работы в группе. Знакомство с различными социальными ролями. 4. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ САМОАНАЛИЗА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ Самоанализ организуемой в школе воспитательной работы осуществляется по выбранным самой школой направлениям и проводится с целью выявления основных проблем школьного воспитания и последующего их решения. Самоанализ осуществляется ежегодно силами самой образовательной организации с привлечением (при необходимости и по самостоятельному решению администрации образовательной организации) внешних экспертов. Основными принципами, на основе которых осуществляется самоанализ воспитательной работы в школе, являются: - принцип гуманистической направленности осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов на уважительное отношение как к воспитанникам, так и к педагогам, реализующим воспитательный процесс; - принцип приоритета анализа сущностных сторон воспитания, ориентирующий экспертов на изучение не количественных его показателей, а качественных – таких как содержание и разнообразие деятельности, характер общения и отношений между школьниками и педагогами; - принцип развивающего характера осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов на использование его результатов для совершенствования воспитательной деятельности педагогов: грамотной постановки ими цели и задач воспитания, умелого планирования своей воспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и содержания их совместной с детьми деятельности; - принцип разделенной ответственности за результаты личностного развития школьников, ориентирующий экспертов на понимание того, что личностное развитие школьников – это результат как социального воспитания (в котором школа участвует наряду с другими социальными институтами), так и стихийной социализации и саморазвития детей. Критериями эффективности реализации воспитательной программы является динамика основных показателей воспитания и социализации обучающихся: 1. Динамика развития личностной, социальной, экологической, трудовой (профессиональной) и здоровьесберегающей культуры обучающихся. 2. Динамика (характер изменения) социальной, психолого-педагогической и нравственной атмосферы в образовательном учреждении. 3. Динамика детско-родительских отношений и степени включённости родителей (законных представителей) в образовательный и воспитательный процесс. Основными направлениями анализа организуемого в школе воспитательного процесса могут быть следующие 1. Результаты воспитания, социализации и саморазвития школьников. Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является динамика личностного развития школьников каждого класса. Осуществляется анализ классными руководителями совместно с заместителем директора по воспитательной работе с последующим обсуждением его результатов на заседании методического объединения классных руководителей или педагогическом совете школы. Способом получения информации о результатах воспитания, социализации и саморазвития педагогов школьников является сосредотачивается на педагогическое следующих наблюдение. вопросах: какие Внимание прежде существовавшие проблемы личностного развития школьников удалось решить за минувший учебный год; какие проблемы решить не удалось и почему; какие новые проблемы появились, над чем далее предстоит работать педагогическому коллективу. 2. Состояние организуемой в школе совместной деятельности детей и взрослых. Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является наличие в школе интересной, событийно насыщенной и личностно развивающей совместной деятельности детей и взрослых. Осуществляется анализ заместителем директора по воспитательной работе, классными руководителями, активом старшеклассников и родителями, хорошо знакомыми с деятельностью школы. Способами получения информации о состоянии организуемой в школе совместной деятельности детей и взрослых могут быть беседы со школьниками родителями, педагогами, лидерами ученического самоуправления, и их при необходимости – их анкетирование. Полученные результаты обсуждаются на заседании методического объединения классных руководителей или педагогическом совете школы. Внимание при этом сосредотачивается на вопросах, связанных с: - качеством проводимых общешкольных ключевых дел; - качеством совместной деятельности классных руководителей и их классов; качеством организуемой в школе внеурочной деятельности; - качеством реализации личностно развивающего потенциала школьных уроков; - качеством существующего в школе ученического самоуправления; - качеством функционирующих на базе школы детских общественных объединений; - качеством проводимых в школе экскурсий, экспедиций, походов; - качеством профориентационной работы школы; - качеством работы школьных медиа; - качеством организации предметно-эстетической среды школы; - качеством взаимодействия школы и семей школьников. Итогом самоанализа организуемой в школе воспитательной работы является перечень выявленных проблем, над которыми предстоит работать педагогическому коллективу, и проект направленных на это управленческих решений. Отформатировано: Шрифт: Times New Roman, 12 пт, не полужирный Календарный план воспитательной работы по уровням образования по модулю «Школьный урок» (В соответствии с планами учителей – предметников) 2021/2022учебный год Мероприятие Классы Дата Ответственные Уроки проводятся в соответствии с рабочей программой учителя В течение года Интерактивные формы 2-4 Заместитель директора по УВР проведения уроков (открытые уроки) Февраль Классные руководители Праздник букваря 1 классы 2-4 классы Октябрь Отформатировано: Шрифт: (по умолчанию) Times New Roman, 12 пт, не полужирный Отформатировано: Шрифт: (по умолчанию) Times New Roman, 12 пт, не полужирный Отформатировано: Шрифт: (по умолчанию) Times New Roman, 12 пт, не полужирный НОО Всероссийские роки чтения Отформатировано: Шрифт: (по умолчанию) Times New Roman, 12 пт, не полужирный Учителя 2-4 классов, Отформатировано: Шрифт: (по умолчанию) Times New Roman, 12 пт, не полужирный Отформатировано: Шрифт: (по умолчанию) Times New Roman, 12 пт, не полужирный Отформатировано: Шрифт: (по умолчанию) Times New Roman, 12 пт, не полужирный Отформатировано: Шрифт: (по умолчанию) Times New Roman, 12 пт, не полужирный заведующая библиотекой Предметные недели Проектная деятельность (открытые уроки) 1-4 классы в течение года Учителя – предметники 1-4 классы ноябрь - апрель Учителя 1 – 4 классов Научно – исследовательская и проектная деятельность на уроке (открытые уроки) День науки (цикл событий) Уроки в открытом образовательном пространстве (музеи, театры, вузы, ссузы) Уроки на основе социального партнерства Предметные недели Отформатировано: Шрифт: (по умолчанию) Times New Roman, 12 пт, не полужирный Классы 5 – 9 классы учителя 5-9 классов 5-9 классы 5 – 9 классы 5 – 9 классы Дата В течение года Ответственные Заместитель директора по УВР Январь-май Заместитель директора по УВР В течение года Заместитель директора по УВР февраль Заместитель директора по УВР Заместитель директора по ВР Учителя – предметники Классные руководители. Учителя - предметники в течение года 8 – 9 классы в течение года 5-9 классы в течение года Заместитель директора по УВР Учителя - предметники Учителя – предметники Календарный план воспитательной работы СОО Мероприятия Научно – исследовательская и проектная деятельность на уроке (открытые уроки) Уроки с использованием технологий наставничества и Отформатировано: Шрифт: (по умолчанию) Times New Roman, 12 пт, не полужирный Отформатировано: Шрифт: (по умолчанию) Times New Roman, 12 пт, не полужирный Календарный план воспитательной работы ООО Мероприятия Использование цифровых технологий на уроках (открытые уроки) Конкурс «Нам по пути – 2022» Отформатировано: Шрифт: (по умолчанию) Times New Roman, 12 пт, не полужирный Классы 10-11 классы Даты ноябрь - март 10-11 классы В течение года Ответственные Заместитель директора по УВР Заместитель директора по УВР Учителя - предметники Отформатировано: Шрифт: (по умолчанию) Times New Roman, 12 пт, не полужирный Отформатировано: Шрифт: (по умолчанию) Times New Roman, 12 пт, не полужирный Отформатировано: Шрифт: (по умолчанию) Times New Roman, 12 пт, не полужирный Отформатировано: Шрифт: (по умолчанию) Times New Roman, 12 пт, не полужирный Отформатировано: Шрифт: (по умолчанию) Times New Roman, 12 пт, не полужирный Отформатировано: Шрифт: (по умолчанию) Times New Roman, 12 пт, не полужирный Отформатировано: Шрифт: (по умолчанию) Times New Roman, 12 пт, не полужирный Отформатировано: Шрифт: (по умолчанию) Times New Roman, 12 пт, не полужирный Отформатировано: Шрифт: (по умолчанию) Times New Roman, 12 пт, не полужирный Отформатировано: Шрифт: (по умолчанию) Times New Roman, 12 пт, не полужирный Отформатировано: Шрифт: (по умолчанию) Times New Roman, 12 пт, не полужирный Отформатировано: Шрифт: (по умолчанию) Times New Roman, 12 пт, не полужирный Отформатировано: Шрифт: (по умолчанию) Times New Roman, 12 пт, не полужирный тьюторства Уроки в открытом образовательном пространстве с использованием социального партнерства Уроки с элементами профориентации (посещение предприятий, вузов, ссузов, участие в олимпиадах, форумах, конференциях) Предметные недели 10-11 классы В течение года Заместитель директора по УВР 10-11 классы В течение года Заместитель директора по УВР Ответственный за профориентацию 10-11 классы в течение года Учителя – предметники Отформатировано: Шрифт: (по умолчанию) Times New Roman, 12 пт, не полужирный Отформатировано: Шрифт: (по умолчанию) Times New Roman, 12 пт, не полужирный Отформатировано: Шрифт: (по умолчанию) Times New Roman, 12 пт, не полужирный Календарный план воспитательной работы по уровням образования по модулю «Профориентация» 2021/2022учебный год НОО Мероприятие Классы Вовлечение обучающихся в 1-4 общественно-полезную деятельность Организация обучающихся для 1-4 участия в городских конкурсах профессиональных компетенция (программа «Одарённые дети») Помощь в разработке классных часов 1-4 Дата В течение года Ответственные Зам. директора по ВР, Кл. руководители В течение года Классные руководители Сентябрь-октябрь Зам. директора по ВР Реализация проекта «На связи – 2-4 В течение года Заместитель профессионал!» директора по ВР Единые тематические классные часы 1-4 Октябрь, декабрь, Классные «Профессии наших родителей» март руководители Календарный план воспитательной работы ООО Ориентировочное Классы время Дела, события, мероприятия Ответственные проведения Вовлечение обучающихся в 5-9 В течение года Зам. директора по ВР, общественно-полезную деятельность Кл. руководители Организация обучающихся для 5-9 В течение года участия в городских конкурсах Классные профессиональных компетенция руководители (программа «Одарённые дети») Помощь в разработке классных часов Сентябрь-октябрь Зам. директора по 5-9 ВР Реализация проекта «На связи – 5-9 В течение года Заместитель профессионал!» директора по ВР Организация обучающихся для 5-9 В течение года участия в федеральных и Классные муниципальных руководители профориентационных проектах Подготовка рекомендаций классным 7-9 Сентябрь руководителям по учету профессиональной направленности Педагог-психолог обучающихся в педагогическом процессе Организация тестирования и 6-9 Октябрь анкетирования обучающихся с Кл. руководители, целью выявления Психолог профнаправленности «Личного карьерного навигатора» Проведение уроков в рамках 8 В течение года программы «Основы Педагог-предметник профессионального самоопределения» Проведение диагностики по 5-9 февраль Педагог-психолог выявлению интересов обучающихся Защита проектов «Мой личный 5-9 Май карьерный навигатор», ”Мои жизненные планы, перспективы и Зам. директора по возможности» (в рамках курса УВР, классные школьного компонента руководители «Основы профессионального самоопределения» (8 классы) Календарный план воспитательной работы СОО Ориентировочное Классы время Дела, события, мероприятия Ответственные проведения Отформатировано: Шрифт: (по умолчанию) Batang, 12 пт, Цвет шрифта: Черный, (Intl) Times New Roman Отформатировано: Шрифт: (по умолчанию) Batang, 12 пт, Цвет шрифта: Черный, (Intl) Times New Roman Проведение анализа результатов 9-11 профориентации за прошлый год (вопросы трудоустройства и поступления в профессиональные учебные заведения выпускников 9, 11 кл. Вовлечение обучающихся в 10-11 общественно-полезную деятельность Организация обучающихся для 10-11 участия в городских конкурсах профессиональных компетенция (программа «Одарённые дети») Помощь в разработке классных часов 10-11 Реализация проекта «На связи – 10-11 профессионал!» Организация обучающихся для 10-11 участия в федеральных и муниципальных профориентационных проектах Сентябрь В течение года Привлекать родителей к участию в проведении экскурсий обучающихся на предприятия и учебные заведения Спланировать проведение родительских собраний (общешкольных, классных). Анализ рынка труда и востребованность профессий в регионе; “Медицинские аспекты при выборе профессии Подготовка рекомендаций Классные руководители Сентябрь-октябрь В течение года В течение года сентябрь ноябрь 10-11 В течение года декабрь 10-11 10-11 10-11 10-11 Зам. директора по ВР, Кл. руководители В течение года Подготовка рекомендаций классным 10-11 руководителям по учету профессиональной направленности обучающихся в педагогическом процессе Лекторий для родителей по теме 10-11 «Роль семьи в правильном профессиональном самоопределении» Индивидуальные консультации с родителями по вопросу выбора профессий обучающимися, курсов по выбору, факультативов. “Слагаемые выбора профиля обучения и направления дальнейшего образования Организовать встречи обучающихся и их родителей с представителями различных профессий Зам. директора по УВР, классные руководители Зам. директора по ВР Заместитель директора по ВР Заместитель директора по ВР, классный руководитель Педагог-психолог Заместитель директора по ВР, классные руководители Заместитель директора по ВР, заместитель директора по УВР Заместитель директора по ВР, заместитель директора по УВР Классный руководитель В течение года По плану Классный руководитель родительских собраний март Педагог-психолог родителям по возникшим проблем профориентации Реализация проекта «Я живу на Урале» (проведение экскурсий на предприятия и в учебные заведения города) Организация тестирования и анкетирования обучающихся с целью выявления профнаправленности «Личного карьерного навигатора» Проведение опроса по выявлению проблем обучающихся по профориентации Проведение диагностики по выявлению интересов обучающихся Классный час «В мир профессий» 10-11 В течение года Октябрь 10-11 Заместитель директора по ВР, заместитель директора по УВР Педагог-психолог Педагог-психолог 10-11 10-11 10-11 Классный час «Выбирая 10-11 профессию» 10-11 Консультация «Как подготовить ребёнка к экзаменам» Защита проектов «Мой личный 10-11 карьерный навигатор», ”Мои жизненные планы, перспективы и возможности» (в рамках курса школьного компонента «Основы профессионального самоопределения» (8 классы) декабрь февраль февраль Март Педагог-психолог Классный руководитель Классный руководитель май Заместитель директора по УВР май Зам. директора по УВР, классные руководители