ДООП Журналистика и русский язык

Чурикова
Елена
Борисовна

Подписан: Чурикова Елена Борисовна
DN: ИНН=666003595200, СНИЛС=01872608358,
E=soch164@eduekb.ru, C=RU, S=Свердловская
область, O=МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
С УГЛУБЛЁННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ
ПРЕДМЕТОВ № 164, G=Елена Борисовна,
SN=Чурикова, CN=Чурикова Елена Борисовна
Основание: Я являюсь автором этого документа
Местоположение: место подписания
Дата: 2021.08.31 16:30:24+05'00'
Foxit Reader Версия: 10.1.1

1. Комплекс основных характеристик программы
1.1 Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Журналистика и русский язык» составлена в соответствии с нормативными
документами:
1.Федеральный закон № 273-Ф3 от 29.12.2012 «Об образовании в
Российской Федерации»
2.Концепция
развития
дополнительного
образования
детей
(Распоряжение Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 № 1726-р).
3.«Санитарно-эпидемиологические
требования
к
устройству,
содержанию и организации режима работы образовательных организаций
дополнительного образовании детей». Пост № 41 об утв. СанПиН 2.4.4.3172-14
от 04.07.2014
4.Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации
(Минпросвещения России) от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка
организации
и
осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным общеобразовательным программ».
5. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015г. №
09-3242. «Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
Направленность программы - социально-педагогическая.
Актуальность программы. Наряду с русским языком и литературным
чтением, журналистика формирует коммуникативную культуру школьника,
способствует его общему речевому развитию, расширению кругозора и
воспитанию.
Актуальность данной программы обусловлена также ее практической
значимостью. Дети могут применить полученные знания и практический опыт
в различных речевых ситуациях. У них будет сформирован интерес к
дальнейшему изучению английского языка, накоплен определенный объем
знаний, что значительно программы обучения английскому языку в начальной
школе.
Уровень освоения программы: базовый.
Адресат программы: обучающиеся 10-11 класса (16 – 18 лет). Набор
обучающихся в группы приводится без предварительного отбора. Программа
построена с учётом возрастных психофизических особенностей.
Количество обучающихся в группе: 10 человек.
Объём освоения программы: 1 год обучения, из расчёта 2 часа в неделю
и включает в себя 34 учебных недель. Итого 68 часов в год.
Срок реализации программы: 1 год.
Периодичность и продолжительность занятий: 2 раза в неделю по 40
минут.

Форма обучения: очная.
Для современного человека очень важно быть в курсе событий и
процессов, происходящих в мире, стране, городе, уметь проанализировать и
оценить эти события и процессы, формировать собственную активную
жизненную позицию. Умению компетентно и плодотворно обсуждать
общественно значимые проблемы, аргументированно отстаивать свою точку
зрения и грамотно ее высказывать необходимо учиться в школе. Благодатным
материалом для выполнения этих задач являются журналистские тексты.
Программа курса предлагает обратиться к такому важному в современной
жизни пласту литературы, как публицистика.
Концептуальным положением программы «Журналистика и русский
язык» является реализация подхода к преподаванию русского языка как
живого, развивающегося явления, требующего бережного и внимательного
отношения.
Практика анализа публицистических текстов, предложенных в программе,
позволяет учащимся ознакомиться с широким спектром жанров
публицистики, с их историей и спецификой, понять их природу и назначение.
Практика работы с текстами показывает, какие задачи решает каждый из
жанров: сообщает ли о новом важном факте, рассказывает ли об опыте,
разъясняет ли теоретическое положение и его практическое значение,
повествует ли о человеке и т.д.
В основу создания данной образовательной программы положена работа
с текстами публицистического стиля. Предлагаемый курс ориентирован на
углубление знаний раздела «Стилистика». Большая часть программного
материала составляет работа над языком произведения.
Цель: показать разнообразие языка прессы, активизировать языковые и
речевые навыки учащихся, подготовить к чтению оригинальных материалов
текущей периодики, развить творческий потенциал учащихся.
В процессе изучения программы «Журналистика и русский язык»
учащиеся смогут углубить и расширить знания, совершенствовать основные
умения и навыки по русскому языку.
Задачи:
 Углубление знаний по стилистике, а также знаний основных
публицистических жанров и особенностей текстов публицистического
стиля;
 Формирование умения работать с публицистическими текстами,
совершенствование навыка анализа публицистических текстов;
 Ознакомление с основными требованиями к написанию текстов
публицистического стиля и формирование навыков создания

публицистических текстов разных жанров, развитие творческого
потенциала учащихся;
 Развитие умения ориентироваться в потоке поступающей информации;
 Формирование профессионально-ориентированных умений, которые
помогут в выборе профессии
Календарный учебный график
Начало
занятий

Окончание
занятий

Каникулы

01.10.2021

31.05.2022

30.10.2021-07.11.2021
29.12.2021-09.01.2022
06.02.2022-14.02.2022
19.03.2022-27.03.2022

№
1
2
3
4
5

Название раздела и
темы

Профессия –
журналист
Публицистический
текст и его
особенности
Журналистский текст:
теория и практика
создания
Язык СМИ
Оттачиваем
мастерство
(практическая часть)

Кол-во
учебных
недель
34 недели

Промежуточная
аттестация в сроки
20.05.2022-31.05.2022

Учебный план
Количество часов
Форма
Всего Теория Практика контроля/аттестация
13
3
10
Наблюдение,
олимпиады,
15
5
10
викторины.
Проведение
открытого занятия
16
6
10
для родителей.
14
10

7

7
10

Итого: 68ч.

Планируемые результаты
В результате изучения курса «Журналистика и русский язык»
школьниками должны быть достигнуты следующие результаты:
 Определить свои способности и осознать собственные возможности в
выборе гуманитарного профильного обучения;
 Повысить уровень общих и специальных знаний, умений и навыков по
русскому языку;

 Понимать важную роль СМИ в современной жизни и ориентироваться в
огромной массе периодических изданий, отличать качественный
журналистский текст от непрофессионального;
 Уметь оценивать актуальность темы, высказывать свою точку зрения и
грамотно ее защищать;
 Знать основные жанры журналистских текстов и их особенности, уметь
определять жанр публицистического произведения;
 Уметь анализировать журналистские тексты;
 Характеризовать
композицию
и
сюжет
публицистического
произведения;
 Уметь анализировать речевые средства, использованные в
публицистическом произведении;
 Уметь выполнять разного вида исследовательские работы;
 Уметь выполнять творческие работы разных жанров.
Предметные результаты:
 - совершенствование умений решать стандартные задачи курса и
овладение алгоритмами и приемами решения нестандартных задач;
 - приобретение навыка предварительного решения количественных
задач на качественном уровне, графического решения задач;
 - углубление и расширение знаний в области физики механических,
тепловых и электрических процессов;
 - применение приобретенных знаний при объяснении физических
явлений в практической деятельности и повседневной жизни для
обеспечения безопасности в процессе использования транспортных
средств, электробытовых приборов, электронной техники.
Метапредметные результаты:
 - приобретение и совершенствование навыков самостоятельной работы,
работы с различными источниками информации;
 - овладение умениями планировать учебные действия на основе
выдвигаемых гипотез и обоснования полученных результатов;
 - овладение универсальными способами деятельности на примерах
использования метода научного познания при решении практических
задач;
 - формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять
информацию в словесной, образной, символической формах, при
помощи таблиц или графиков, выделять основное из прочитанного.
Личностные результаты.
 - сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и
творческих способностей учащихся;
 - самостоятельность в приобретении новых знаний и умений;
 - приобретение умения ставить перед собой познавательные цели,
выдвигать
гипотезы,
конструировать
высказывания
естественнонаучного характера, доказывать собственную точку зрения;

 -мотивация образовательной деятельности школьников на основе
личностно- ориентированного подхода.
Содержание программы
Программа курса «Журналистика и русский язык» имеет блочномодульную структуру. Содержание модулей основано на линейном
принципе структурирования.
Основным элементом каждого занятия является работа по обогащению
активного словарного запаса учащихся (расширение лексикона, работа по
орфоэпии, орфографии, пунктуации).
Блок 1. Профессия – журналист
Введение. Значение журналистики в современной жизни. СМИ – это
целый мир. Проблемы современной журналистики.
Психология журналистского труда и творчества. Способы познания
действительности. Журналист и аудитория. Из истории журналистики.
Прошлое, настоящее, будущее. Интернет.
Блок 2. Публицистический текст и его особенности
Работа с текстом публицистического стиля. Характеристика
публицистического стиля и его особенностей. Лексические особенности
публицистического
стиля
речи.
Синтаксические
особенности
публицистического стиля речи. Синтаксический тренинг. Экспрессивные
(выразительные) средства языка. Средства эмоциональной выразительности
публицистического стиля речи. Экология речи. Речевой этикет. Речь СМИ.
Защита проектов.
Блок 3. Журналистский текст: теория и практика создания
Жанры
журналистики
(общая
характеристика).
Композиция
журналистских произведений. Тема, замысел и идея журналистского
произведения. Сбор информации. Где? Как? Когда? (получение информации).
Стилистические нормы русского языка. Жанры журналистики (углубление
знаний). Лабораторная работа «Узнай жанр работы!» Заметка в газету. Статья
в газету. Очерк. Путевой очерк. Портретный очерк. Эссе. Д.С.Лихачев и его
публицистика. Рецензия. Корреспонденция. Комментарий. Отчет. «Круглый
стол» о русском языке» в Государственной Думе РФ. Актуальные проблемы.
Блок 4. Язык СМИ
Язык СМИ. Заголовок в современном газетном и журнальном текстах.
Блок 5. Оттачиваем мастерство (практическая часть)
Практическая часть. Тексты для комплексного анализа текста. Тесты.
Темы для рефератов и проектов.
Раздел, тема

№ занятия

Кол-во
часов

Формы контроля Материалы
к занятию

Вводное
занятие.
Значение
журналистики в
современной
жизни. СМИ –
это целый мир.
Проблемы
современной
журналистики
Психология
журналистского
труда
и
творчества.
Способы
познания
действительнос
ти. Журналист и
аудитория
Из
истории
журналистики.
Прошлое,
настоящее,
будущее
Интернетиздания

1,2

2

Собеседование,
комплексный
анализ текста

3,4

2

Собеседование,
комплексный
анализ текста

5,6

2

Сообщения
учащихся

7,8

2

Характеристика
публицистическ
ого стиля и его
особенностей
Лексические
особенности
публицистическ
ого стиля речи
Синтаксические
особенности
публицистическ
ого стиля речи
Выразительные
средства языка
(средства
эмоциональной
выразительност

9,
10

2

Сообщения
учащихся,
собеседование
Комплексный
анализ текстов

11,12

2

Комплексный
анализ текстов

13,14,15,16

4

Синтаксический
тренинг

17,18,19,20

4

Тестирование

и
публицистическ
ого стиля речи)
Экология речи.
Речевой этикет.
Речь СМИ.
Жанры
журналистики
(общая
характеристика)
Тема, замысел и
идея
журналистского
произведения
Сбор
информации.
Где?
Как?
Когда?
(получение
информации).
Накопление и
обработка
материала.
Работа
над
композицией и
языком
Реализация
в
публицистике
стилистических
норм русского
языка
Жанры
журналистики
(углубление
знаний)
Заметка в газету
Статья в газету
Очерк. Путевой
очерк. Очерки
В.Пескова.
Пишем путевой
очерк
Портретный
очерк

21,22,23,24

4

Защита проектов

25,26

2

Сообщения
учащихся

27,28

2

Комплексный
анализ текстов

29,30

2

Создание
текстов

31,32

2

Тестирование,
редактирование

33,34,35,36

4

Лабораторная
работа,
сообщения
учащихся

37,38
39,40
41,42

2
2
2

43,44,45,46

4

Контрольная
работа

Корреспонденц
ия
Комментарий
Эссе.
Д.С.Лихачев.
«Письма
о
добром
и
прекрасном»
Рецензия
Язык СМИ
Отчет
«Круглый стол»
о
русском
языке»
в
Государственно
й Думе РФ.
Актуальные
проблемы
Заголовок
в
современном
газетном
и
журнальном
текстах
Практическая
работа.
Комплексный
анализ
журналистского
текста
Защита
проектов,
портфолио

47,48

2

49,50
51525354

2
4

55,56
57,58
59,60

2
2
2

61,62

2

63,64,65

3

Комплексный
анализ текста

66,67,68

3

Защита проектов

Написание эссе

2.Комплекс организационно-педагогических условий.
2.1. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение:
- учебный кабинет;
- компьютер, мультимедийный проектор (смарт-доски), колонки;
- обучающие мультипликационные фильмы;
- мультимедийные презентации;
- наглядные пособия.

2.2. Формы промежуточной аттестации
Аттестация обучающихся проходит в форме: открытого занятия для
родителей, подтверждается отзывами родителей. Текущий контроль
осуществляется систематически в процессе проведенных занятий, игр,
методами наблюдения, бесед, сопоставлений результатов успехов в
игровой деятельности.
2.3. Методическое обеспечение
На занятиях в зависимости от содержания используются следующие методы
обучения:
- словесный (рассказ, объяснение, беседа);
- объяснительно-иллюстративный (слушание, сравнение, запоминание);
- практический (упражнения, дидактические игры, исполнение песенноигрового материала);
- наглядный (показ иллюстраций, обучающих мультипликационных
фильмов);
- репродуктивный (повторение за педагогом (за диктором), стремление к
эталону);
- творческий (рисунки);
- эвристический (участие в открытом занятии для родителей, конкурсах).
Образовательная деятельность организована в форме комбинированных
занятий, в которых соединены теоретический и практический блок, включат
групповую работу, работу в парах, монолог-диалог, контроль качества
знаний.
Модель учебного занятия представляет собой последовательность этапов в
процессе усвоения знаний обучающимися, построенных на смене видов
деятельности: восприятие, осмысление, запоминание, применение.
Дидактические материалы включают задания, упражнения.

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».